«Не верь глазам своим». Обманки в искусстве

3,4K прочитали

Друзья, сегодня мы даем ответ на наш вопрос из публикации про фигурки-обманки.

Мы предлагали вам угадать, для чего использовалось маленькое колечко, прикрепленное к шляпе фигурки-обманки «Китаец».

Фигурка-обманка «Китаец». Западная Европа (?), XVIII век. Фотография Юрия Молодковца, Государственный Эрмитаж
Фигурка-обманка «Китаец». Западная Европа (?), XVIII век. Фотография Юрия Молодковца, Государственный Эрмитаж

Большинство читателей предположили, что к колечку привязывалась веревка и, потянув за нее, можно было привести фигурку в движение. Это интересная идея, но более вероятно, что колечко использовалось в качестве крепления для колокольчика.

Фигурка-обманка «Китаец». Западная Европа (?), XVIII век. Фотография Юрия Молодковца, Государственный Эрмитаж
Фигурка-обманка «Китаец». Западная Европа (?), XVIII век. Фотография Юрия Молодковца, Государственный Эрмитаж

Фигурка-обманка играющего на лютне музыканта, как считают исследователи, предназначалась для установки в парке, и колокольчик, издававший звук при легком дуновении ветра, привлекал к ней внимание гуляющих. О том, что обманка стояла в парке, может свидетельствовать изображенное рядом с музыкантом растение, оно могло сливаться с окружающей настоящей зеленью.

Обманка имеет размер немного меньше «натурального» – около метра с половиной. Это можно объяснить тем, что она рассчитана на восприятие с расстояния и подчеркивала своим размером иллюзорную глубину садового ландшафта. Подобные «восточные» фигурки могли устанавливаться рядом с павильоном или беседкой, построенной в очень популярном в XVIII столетии стиле шинуазри (от фран. chinoiserie –китайщина).

Фигурка-обманка «Китаец». Западная Европа (?), XVIII век. Фотография Юрия Молодковца, Государственный Эрмитаж
Фигурка-обманка «Китаец». Западная Европа (?), XVIII век. Фотография Юрия Молодковца, Государственный Эрмитаж

Фигурка-обманка «Китаец» – редчайший образец двусторонней фигурки, где на оборотной стороне мы не видим каркас. Более того, художник изобразил сзади не другого персонажа, как это часто делали другие европейские мастера, а того же музыканта, но со спины.

Благодарим вас за участие!