Найти тему
Евгений Трунов

СДВГ, гиперактивность и школа.

Сегодняшняя статья посвящена тому, как гиперактивность и СДВГ влияют на успешность в школе и какие создают вызовы перед родителями. Хочу начать с того, что разведу и определю два термина. Гиперактивность - свойство, особенность (симптом, если угодно), проявляющийся в возбудимости, повышенной речевой и двигательной активности. Симптом - всего лишь кирпичик, деталька, которая может быть в составе более сложной конструкции, то есть состояния. Какое оно - определяет врач. Возможно, что мы наблюдаем гиперактивность при биполярном расстройстве или при шизоаффективном расстройстве и тд.
В то же время СДВГ с точки зрения МКБ-11 является самостоятельной хронической "болячкой", в основе которой находится нарушение развития мозга. Понятие "гиперактивность" не может появиться в медкарте, а "СДВГ" - может.

СДВГ не исключает и прочие сопутствующие диагнозы, но подразумевается, что вроде как снижения интеллекта не должно быть. Почему я заговорил про снижение интеллекта? Потому что оно является важным критерием при выборе школы.
Не сложно догадаться, что ученик с СДВГ рано себя "проявляет". У него зачастую начинаются проблемы с обучением еще в первом классе. Жалобы от учителей и других родителей, регулярные посещения кабинетов завуча или директора, низкая успеваемость. Родителям начинают мягко (или не очень) намекать на другие формы образования: домашнее обучение, коррекционный класс и так далее.

Оценка интеллекта - всегда маленькое лукавство. В чистых экспериментальных условиях ученик всегда может показать себя лучше, чем есть на самом деле. Если показывает себя хуже, то тут всё и так понятно...

Стоит ли переводить или лучше оставить на старом месте? Основных аргументов за то, чтобы отставить ребенка в текущем месте, три:
1 в новом формате уровень детей\ уровень образования будет скорее всего ниже - следовательно ученик получит менее качественное обучение;
2 новое место не уберет гиперактивность;
3 остаётся вопрос социализации.

У аргументов есть контраргументы:
1 где гарантия, что в старом месте ученик возьмёт образовательный стандарт, если он уже находится в числе проблемных и отстающих?
2 новое место и не должно "убирать" гиперактивность. Здесь задача для комплексных мер со стороны невролога, ЛФК, санаторного лечения, поведенческих вмешательств, игротерапии, физиотерапии и т.д. и т.п.
3 сомнительно, что социализация в прежнем месте тоже будет происходить успешно. Тяжело влиться в школьный социум, если ты "тот самый из 2Б".

Дэвид Векслер, создатель теста интеллекта.
Дэвид Векслер, создатель теста интеллекта.

Выбор по типу: синица в руках или журавль в небе. Надеяться на то, что в текущем месте ситуация выправится. Или рассчитывать на то, что новый формат окажется способным вывести ученика в нормотипичное функционирование. Ведь на первый план выступают именно проблемы поведения, регуляции, самоконтроля. Следовательно, к ученику должны применяться более корректные педагогические и образовательные приёмы, нежели в массовом общеобразовательном процессе.

Как вы уже догадались, я сторонник смены формата обучения. На какой именно менять - не могу сказать. Надо разбираться индивидуально, но дело не только в уходе из стандартного общеобразовательного процесса. Дело в комплексе коррекционно-реабилитационных мер. Они-то и сделают погоду. Есть, конечно, и слабая точка моей позиции. У нас в России, к сожалению, на данный момент (2022) нет комплексных образовательных мер федерального уровня для детей с СДВГ-симптоматикой, чтобы они могли как можно скорее вернуться к обучению по стандартам массовой общеобразовательной школы. Однако, это не значит, что не стоит их искать или создавать. Дорогу осилит идущий, а капля точит камень. Родителю пока приходится в основном обращаться за коммерческими услугами.

Немного мыслей напоследок.

Порой мне попадаются клиенты, которые жалуются на довольно типичный набор проблем (помимо непосредственно неуспеваемости и дисциплины):

  1. У ребенка мало сил как на коротких учебных дистанциях, так и на длинных (четверти). Легко скатывается в низкую успеваемость.
  2. У детей с СДВГ "социальный интеллект" (не люблю я этот термин) хромает не меньше, чем собственно интеллект. Есть и другие проблемы.
  3. В социальном плане (общение со сверстниками - очень чувствительный показатель) - своеобразное отношение со стороны сверстников\одноклассников. Часто относятся манипулятивно к ученику, подставляют, подначивают на какую-нибудь глупость, могут дразнить с целью спровоцировать нежелательное поведение.
  4. С дружбой проблемы, плотных контактов с референтной группой нет. Часто ученик считает другом того, кто с ним по сути не состоит в приятельских отношениях и даже избегает.
  5. Порой обнаруживаются проблемы с самокритикой.
  6. И даже банально - высшие формы памяти страдают (не может толком рассказать или объяснить что-то: как день прошел, почему что-то случилось, почему принял то или иное решение).

У меня есть подозрения, что многие в последующем печальные судьбы типа зэков, наркоманов, стрелков аля Колумбайн - как раз категория тех, кто должен был учиться в более специализированных школах. Но они учились в обычных, и система не справилась с ними.

Кадры из печально известной школы.
Кадры из печально известной школы.

Распространенная иллюзия: что человек воспринимает другого по поверхностным свойствам, без глубокого анализа причин и следствий и делает выводы на основании ближайшего социокультурного опыта. Как итог - полное непонимание людей, расстройства которых оказывают влияние на личность: неврозы, депрессия, биполярное расстройство и тд.
Такой эффект распространяется на многих моих детей-клиентов. Как только ребенок из алалика или плохо говорящего перешёл в категорию сносно говорящего - отношение к нему моментально меняется (со стороны родителей в первую очередь), из-за чего происходят сложности с воспитанием и обучением, так как ученик кажется им гораздо выше уровнем и сознательней, нежели есть в действительности.

Тонкость относительно инклюзивного образования - ученик с более выраженной ОВЗ может даже легче вписаться в школьную среду, чем с менее выраженными диагнозами, потому, что его состояние очевидно для окружающих. Тут инклюзивность явно пойдет на пользу.