Правление Карлуша I совпало с эпохой заметного экономического отставания Португалии, во многом жившей традиционным укладом. Страна отставала перед лицом европейских государств, находящейся в стадии впечатляющего развития. Португалия XIX столетия – обедневшее государство, потрепанное экономическими кризисами, провоцирующими понятный рост недовольства среди рабочего класса.
Португальский король Карлуш I для одних стал жертвой такого положения дел в Португалии, для других – одним из виновников. И в наши дни сложно дать категоричную оценку самому королю, в особенности учитывая драматический финал его жизни. Тем не менее, жизнь Карлуша I - яркая страница португальской истории, дающая поводы для размышлений.
Король Карлуш I – фигура сама по себе незаурядная, отметившаяся разносторонностью жизненных интересов. Для понимания, что за человек унаследовал корону в сложное для Португалии время, не будет лишним понять о мире, который Карлуш ценил, который был ему близок, интересах и окружении короля и молодости, его сформировавшей.
I. Молодые годы наследника португальской короны.
28 сентября 1863 года в Лиссабоне в королевском дворце Ажуда родился наследный принц, будущий предпоследний португальский король Карлуш I. Он был сыном короля Португалии Луиша (Людовика) I и королевы Марии Пии Савойской.
Событие в королевской семье было особенное. Наконец-то после смерти малышей у королевы Марии появился долгожданный наследник, тем самым отошли на задний план притязания на трон ветви мигелистов (потомков королевы Марии II).
Мальчик получил впечатляющее имя - Карлуш Фернандо Луиш Мария Виктор Мигель Рафаэль Габриэль Гонзага Ксавьер Франсиско де Ассис Жуан Симао де Браганса Савойя Бурбон Саксен-Кобург-Гота. По обычаю, принца крестили вскоре после его рождения - в дворцовой часовне 19 октября.
Жизнь Карлуша запечатлена с первых лет до конца его правления во многочисленных картинах и фотографиях. Одна из картин, которая очень хорошо рисует образ Карлуша в детстве, принадлежит кисти итальянского портретиста Микеле Гордиджиани. С полотна смотрит белокурый, голубоглазый мальчик. Знаменитые белокурые кудри Карлуша и сейчас можно найти в фамильном дворце Вила-Висоза, принадлежавшим еще герцогам Браганса.
***
Родители Карлуша были людьми весьма образованными. Разумеется, они приложили усилия, чтобы сын получил основательное образование. Принца с раннего возраста начали готовить к роли монарха, окружив учителями - как португальцами, так и иностранцами.
Сам Карлуш отнюдь не разочаровал родителей. В семилетнем возрасте начался период начального образования. В 1872 году мальчика уже начали постепенно обучать вопросам законодательства. Принц оказался способным учеником. Он выучил португальский, греческий, немецкий, английский языки и латынью Карлуш обучился географии, истории, физике, химии, естествознанию, математике, музыке, зоологии. Было и обращение с оружием и верховая езда, а также конечно рисование – последнее западет в душу будущему королю.
Взрослея, Карлуша безусловно затягивала культурная жизнь Португалии. Он остро воспринимал интеллектуальную элиту своего поколения. Будущий монарх сблизился с группой “Vancidos da Vida” (“Неудачники по жизни”). “Неудачники” составляли некий кружок представителей интеллигенции и элиты, дворянского сословия, которые несколько в декадентской манере тяготели к идеалам Возрождения в качестве противовеса набирающему силу социализму. Этти близкие Карлушу по воззрениям люди в некоторой степени будут возлагать надежды на него в будущем.
***
Стоит упомянуть, что принц не был затворником в собственной стране, но уже в молодые годы немало времени провел в путешествиях по другим европейским дворам и странам. Англия, Франция, Германия, Австрия и т.д. – контрастные впечатления от жизни других, зачастую более успешных стран безусловно формировали в юноше больший кругозор. И, очевидно, разожгли в нем еще одну страсть – любовь к морю.
А кроме того, именно в одной из таких поездок Карлуш познакомился с французской принцессой Амелией Орлеанской, старшей дочерью графа Парижского, бывшего тогда претендентом на престол Франции. Амелия была на два года младше Карлуша. Образованная правнучка последнего короля французов, начитанная, увлекавшееся живописью, прожившая первые годы в Англии до возвращения во Францию после падения Наполеона III... На тот момент в жизни Амелии уже были несколько неудачных перспектив замужества, как и у Карлуша.
Карлуш несколькими годами ранее, (в возрасте 21 год) уже официально стал герцогом Браганса, посетив тогда свои владения, чтобы составить личные впечатления о местной жизни и собрать идеи о ее улучшении. Португальский принц конечно заслуживал внимание Орлеанского дома, на тот момент уже по факту не правящего.
Но дело оказалось не только в расчете. Невысокий Карлуш понравился Амелии своей живостью и какой-то детскостью, сохранившейся в открытом лице принца с белокурыми усами. Они сошлись и после непродолжительной помолвки Карлуш женился на Амелии.
Французское придирчивое общество сочувствовало Амелии, отправившейся в “дыру”. Но, для Амелии все складывалось на первых порах вполне счастливо. Брак был заключен 22 мая 1886 в Лиссабоне, в церкви Сан-Домингос. Для населения это был праздничный день, как и полагается, когда молодые принц и принцесса сочетаются браком.
Сама Амелия позже оставила строки о первой ночи с мужем, полные деликатной трогательности. Родители Карлуша хорошо отнеслись к Орлеанской принцессе. Впрочем, свекровь, королева Мария Пия, впоследствии невзлюбит Амелию, считая жену Карлуша слишком расточительной (возможно просто чрезмерно притягивающей внимание).
Но в целом этот брак по расчету естественным образом превратился в гармоничный союз людей, кстати, родившихся в один и тот же день.
После свадьбы молодые обосновались в Беленском дворце.
II. Король-океанограф.
К началу своего правления, да и после короля вполне проявил различные грани своей неординарной натуры. Что это был за человек? Король умел выглядеть сдержанным в обществе, несколько соблюдая дистанцию от толпы, что несколько придавала его персоне горделивый вид. Коренастый, крепкий физически и невысокого роста, Карлуш в личной жизни был приветлив, обходителен, добродушен, отличался скромностью.
Карлуш умел сочетать в себе разнообразие вкусов и интересов. Не будет удивительно узнать, что король любил охоту, что в целом свойственно аристократии. Но, Карлуш I имел разносторонние увлечения. К примеру, он проявил жилку предпринимателя, сделав многовековые владения Casa de Bragança прибыльными. При нем эти земли стали экономически успешными. Карлуш наладил производство вина, оливкового масла, пробки и т.д. Король на своих территориях умело организовал хозяйство по разведению крупного рогатого скота, поощрял сохранение уникальных пород лошадей.
Передовые технологии также занимали Карлуша. К примеру, он поддерживал инициативу проведения электричества во Дворце Нексидадес и в целом продвигал подготовку планов электрификации Лиссабона (увы, электрификацию многие португальцы воспринимали тогда, как пустую трату денег).
***
Однако истинными страстями Карлуша были две – море и живопись.
Его преданность морю в чем-то унаследована от отца. Любовь к морским пучинам прошла через всю его жизнь и воплотилась в научной деятельности, как и в художественных изысканиях.
Можно сказать, что 1 сентября 1896 года родилась португальская океанография. В этот день король поднялся на борт своей первой королевской яхты, названной в честь своей жены - "Амелия". “Амелий” будет четыре – каждая обладала все большими возможностями в плане оснащения для научной работы. Последняя королевская яхта «Амелия» (IV) была построена также как и другие в Великобритании, и приобретена в 1901 году королем с учетом обмена новой на предыдущую «Амелию» (III).
Задуманный как легкий крейсер, этот последний корабль Карлуша по размерам и устройству напоминал знаменитую «Принцессу Анну II», принадлежавшую князю Монако Альберту I, который, как был также был предшественником и страстным поклонником океанографии.
Яхта впервые появилась в португальском портовом городе Кашкайш 2 ноября 1901 года. Она была выполнена в стальном корпусе, обладала длиной 70,1 метра, развивала скорость в 14 узлов. Яхта была рассчитана на 74 человек. На ней имелось все необходимое оборудование для океанографических работ. Плавания короля продолжались до 1906 г.
***
Помимо научных исследований, Карлуш также занимался изучением морских ресурсов португальского побережья с целью увеличения доходов рыбной промышленности и торговли в Португалии. Его инициатива стала одной из самых значимых направлений экономической деятельности в стране, переживавшей серьезный политический и финансовый кризис.
В 1899 году исследования короля в сфере морского рыболовства были опубликованы в научном журнале. Некоторые океанографические работы, выполненные Карлушем I или спонсируемые им, явились новаторскими для мировой океанографии.
Его дружба с принцем Монако Альбером I безусловно, также имела решающее значение в тяге к морю. Они впервые встретились, когда князь проезжал через Лиссабон. Альберт I очаровал тогдашнего португальского принца (в то время ему было 15 лет), показав ему свою лодку и поделившись историями об океанографических походах, в которых он участвовал.
В результате длительных дружеских отношений родился музей «Аквариум Васко да Гама», открытый 20 мая 1898 года. По задумке Карлуша I который музей должен был играть в Португалии роль, аналогичную «Океанографическому музею», основанному Альбертом I в Монако.
Следует отметить исключительную роль, которую сыграл король в области распространения научных знаний, предавая гласности результаты своих океанографических походов, организовав выставки с собранным зоологическим материалом или даже с инструментарием, обычно используемым в океанографии и рыболовстве. За жизнь король опубликовал несколько трудов, высоко оцененных в научных кругах. Среди них были «Результаты научных исследований, проведенных на борту яхты «Амелия».
Заслуги Карлуша в области океанографии получили международное признание, что красноречиво подтверждали многочисленные дипломы, присужденные ему самыми престижными научными учреждениями того времени.
III. Король-художник.
Король находил время и на работу с керамикой, увлекался фотографией. Но больше всего его интерес к морскому миру отражался в художественных работах Карлуша I. Карлуш писал картины в популярном тогда натуралистическом стиле. Его работы, в основном акварель и пастель, основаны на изображении природы - птицах (орнитология была еще одним его увлечением, король опубликовал несколько иллюстрированных каталогов), сельских пейзажах и, конечно же, морских сценах.
Считается, что первые известные работы Карлуша подписаны и датированы 1886 годом, а опубликованы в 20 февраля 1887 году в выпуске “A ilustration” в Париже. Карлуш начал с того, что подписывал свои работы, в том числе и фотографии, «Карлуш Фернандо», а позже, когда стал величайшим главой монархии, стал подписывать просто «Карлуш».
Его работы обладают почти осязаемой чувственностью, с заметным влиянием художника и его учителя Энрике Казановы (1850-1913). Стоит также упомянуть о влиянии его деда Фернанду II, который, скорее всего, был его первым вдохновителем. От матери, королевы Марии Пиа, также дошли некоторые рисунки натуралистического характера.
В работах Карлуша ощущается нечто поэтическое, в то время как изображенные объекты сугубо материальны. Игра света контрастирует с использованием интенсивных цветов, призывая к позднему стилю французской барбизонской школы.
Еще одной большой страстью монарха, хотя и связанной с морем, были морские суда. Эта тема периодически появляется в его работах, представляя широкий выбор парусных лодок, пароходов, военных кораблей и т.д. Работы воплотились в альбомах, которые сегодня можно назвать графическими дневниками, акварелями и рисунками.
Точно так же лодки появляются в рыболовной теме. Они показаны в связи с деятельностью человека, в присутствии фигур рыбаков. Хотя и в меньшем масштабе, человек также играет роль в творчестве Карлуша. Будь то что-то, представляющее действие, как уже упомянутые рыбаки, обрамляющее морскую тематику или даже занимающее позицию главного героя, они всегда появляются в связи с морем. Эти люди изображены натуралистично, но часто не без иронического и даже чувственного оттенка.
Его связь с пейзажами города Кашкайша, где проводила время королевская семья, была физической и эмоциональной. Этот город на берегу является главным героем некоторых альбомов, которые сопровождали короля. Карлуш делал наброски быстро и в меньших размерах, но все же очень мастерски.
***
В 1905 году король был назначен почетным членом Академии изящных искусств Порту. В целом годами и с эволюцией творческого портфолио короля даже скептики и неприятели вынуждены были признать художественный талант Карлуша I.
Журналист Фиальо де Алмейда (1857-1911) был одним из тех, кто увидел себя в изменении точки зрения на творчество короля Карлуша, писал, что королевские “пастели прошли путь от подарка до настоящего произведения искусства. Любопытство закончилось, и теперь необходимо указать на него среди очень немногих, кто в этой прибрежной стране действительно чувствует флот, и среди тех редких, кто на выставке [Grémio Artístico, 1892] прилагает усилия, чтобы писать на португальском языке.”
Некоторые из его работ принесли Карлушу международные награды. Его художественное наследие в наши дни разбросано по нескольким музеям и памятным местам, связанным с именем Карлуша I.
***
Вероятно, португальского короля Карлуша I при всем разнообразии его дарований и увлечений могла ждать иная судьба. Судьба, скорее всего, не столь трагическая. Но, именно ему предстояло сыграть свою роль в стране, нуждающейся в развитии и выхода из кризиса. Именно его готовили к этой миссии с детства – именно эта роль запомнилась прежде всего в истории Португалии.
О том, как король, прозванный “Океанологом”, по праву заслужил в истории Португалии еще и два других своих прозвища, читайте в завершающей публикации о Карлуше I.