Найти в Дзене
А мы и не знали

Бедность неубиенная

На днях (18 июля 2022, на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам) президент В.В. Путин основной целью правительства назвал снижение уровня бедности в стране. У нашего президента эта цель, как бы сказать, всегда на мушке. В Посланиях Федеральному собранию он свою озабоченность бедностью высказывал частенько! В 2001-2007 ежегодно, потом в 2012, 2015, 2016, 2018, 2019, 2020 и 2021-м.

Она – проблема бедности – неубиенная, и всепланетная. Её не удавалось решить нигде и никогда. Потому что порождает её главенствующая на планете (если не брать в рассмотрение социалистические страны) кредитная денежная система. По-марксистски говоря – ссудный капитал, присущий современному капитализму.

Деньги попадают в экономический оборот исключительно через кредит. В каждый момент времени сколько выдали, столько и в обороте. А возвращать кредиты надо с процентом. Но на сумму процентов денег никто никому не выдаёт, их даже не печатают. Однако (почему-то) все предприятия учитывают эти суммы в себестоимости продукции, проводя их по статье «Прочие расходы», и не существующие в реале деньги становятся частью цен всех товаров, а вдобавок «наполняют» собою показатели ВВП.

Какую долю цен товаров составляют банковские проценты в России? Неизвестно. Росстат ни разу не сообщал. А в Германии конца 1980-х, по сообщению доктора Маргрит Кеннеди, для товаров и услуг повседневного спроса эта доля в среднем составляла половину цены (см. Маргрит Кеннеди, «Деньги без процентов и инфляции»). Ведь всякий товар получается в результате последовательной работы многих предприятий: кто-то руду добывает, кто-то плавит, кто листы прокатывает или штампует, кто-то пластмассовые ручки льёт, а кто-то из этого утюги собирает. И в каждом звене цепочки берут кредиты, а на них начисляют проценты, потом проценты на проценты, проценты на проценты на проценты, и т.д. В общем, «процентные» суммы нарастают, и цены растут вместе с ними, разгоняя инфляцию. В такой системе богатое меньшинство автоматически богатеет, а большинство, покупая товар с «процентной» частью», вынужденно оплачивает «процент» в пользу этого меньшинства. «Мелкий бизнес» регулярно разоряется, бедные так и остаются застойно бедными. А Путин велел уровень бедности снижать. Как быть?

-2

В далёком прошлом деньги были беспроцентными, а с ростовщичеством боролись кто только мог: и власти светские, и церковные, и злобная общественность, устраивавшая ростовщикам погромы. А теперь мы имеем единую кредитную денежную систему, и никаких тебе беспроцентных денег. Более того: известный закон Грешема-Коперника о том, что в обороте всегда «плохие» деньги, а копят – «хорошие», показывает, что в прошлом функции оборота и накопления были разъединены, их выполняли ходившие одновременно разные виды денег, а ныне эти функции, и тоже одновременно, выполняет один и тот же вид денег, что заведомо придаёт им стремление к концентрации, а отнюдь не к растеканию по всем стратам общества.

Если бы деньги и правила их хождения были природным явлением, вроде грозы или шторма, то нам не о чем было бы говорить. Но правила устанавливают люди, а значит, можно найти варианты изменений, которые улучшат ситуацию. Например, можно ввести дополнительные беспроцентные деньги для отраслей с длительным сроком окупаемости, как сельское хозяйство. Или дополнительные деньги для отдельных регионов: они не будут «убегать» в финансовые центры, помогут поднять местное хозяйство и уровень жизни людей. Опыт выпуска местных денег с «минусовым» («отрицательным») процентом дал австрийский город Вёргль во время Великой депрессии. Кстати, нобелевский лауреат Фридрих фон Хайек в работе «Частные деньги» одобрял конкуренцию местных и национальных денег, а знаменитый экономист Ирвинг Фишер, учитывая опыт Вёргля, пытался внедрить такие деньги в США. Возможно, будут полезными системы взаимного беспроцентного кредита на предприятиях, или боны для регистрации взаимопомощи на селе и в малых городах. Много чего можно придумать!

Но чтобы думать, проблема должна быть на слуху. А эта – тсс, молчок. Абсолютное большинство населения даже не знает ни о чём таком. Те же, кто знать обязаны (чиновники всякие и депутаты) о денежных переменах даже слышать не хотят. Правду говорю, ибо опыт имею. После дефолта 1998 года мы много писем разослали. Премьер-министру Е.М. Примакову писали, и полусотне тогдашних губернаторов. Обратно получили отписки. Депутаты Думы – те, было, возбудились, обещали провести парламентские слушания, но… передумали.

К сожалению, литературы на эту тему крайне мало. Кинематограф же предлагает разве что американский фильм 2006 года «Деньги – Пирамида долгов» (Money as debt, в Сети есть в переводе), но выводы, как бы сказать, половинчатые. Всё больше рассуждения на морально-этические темы.

Что ж, денег нет – будем держаться…

Дмитрий Калюжный.

Илл.: из открытых источников.

Боны города Вёргль

США: попытка смены денежной системы

Кто не даст внедрить региональные деньги?