Основанный в 1337 г. преподобным Сергием Свято-Троицкий монастырь в течение веков являлся духовным центром Русского государства. Изначально бедная обитель с одной маленькой деревянной церковью превратилась в богатейший монастырь. На его территории появились каменные храмы, украшенные лучшими иконописцами. Русские правители, а также представители древних и знатных русских родов делали роскошные вклады в виде драгоценных богослужебных сосудов, крестов, панагий, богослужебных покровов, украшенных рубинами, алмазами и изумрудами прикладов к иконам и т.д.
С 1432 г., начиная с великого князя Василия II, была основана традиция «государевых богомолий». Почти все великие князья, цари и императоры приезжали «к Троице» молиться о благополучии православного Отечества. В Троице-Сергиевом монастыре крестились сами или крестили своих детей великие князья Иван III и Василий III, цари Иван IV Грозный, Михаил Федорович, Петр Алексеевич.
С Сергиевой обителью были связаны многие события русской истории. Одним из самых известных стала история осады монастыря войсками самозванца Лжедмитрия II. Мощные, схожие с крепостными стены обители позволили в течении 16 месяцев, с 3 октября 1608 по 22 января 1610 г., успешно выдержать натиск захватчиков.
8 июля 1742 г. указом императрицы Елизаветы Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование лавры – так называли наиболее крупные мужские православные монастыри. Лавра подчинялась непосредственно главе русской церкви – митрополиту.
Троице-Сергиева лавра стала культурным центром государства. В нем существовали типография, в которой печатались богословские и философские сочинения. В лаврской литографии издавались листы с иллюстрациями жития Сергия, видами монастырей, портреты исторических, в том числе церковных, деятелей. В библиотеке хранились уникальные рукописи, среди которых были летописи, исторические документы, рукописные и раннепечатные книги. Издавна в монастыре существовала своя иконописная мастерская, особую славу имела самобытная мастерская резьбы по дереву, изготовлению ювелирных изделий и др.
Лавра стала центром духовного образования. С 1742 г. в ней действовала духовная семинария. В 1814 г. в здании «царских чертогов» разместилась Московская духовная академия.
После Октябрьской революции, в 1919 г. президиумом Исполкома Сергиева уезда было принято решение о закрытии лавры, а в 1920 г. вышел декрет Совнаркома «Об Обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». В музее, расположенном на территории обители, находились вскрытые мощи Сергия Радонежского. В 1946 г. началось возрождение обители, и в этом же году ее наместнику были возвращены мощи преподобного Сергия, перенесенные в Успенский собор. В 1949 г. здесь вновь начала свою деятельность Духовная академия. До 1983 г. в лавре находилась резиденция Патриарха. Сегодня Свято-Троицкая Сергиева лавра продолжает играть важную роль в жизни Русской Православной Церкви, оставаясь при этом уникальным архитектурным ансамблем, включенным в список всемирного наследия ЮНЕСКО.