Найти тему
2,4K подписчиков

Пираты «Черного Торрента»: как онлайн-кинотеатры воюют с бесплатным контентом

Эта весна выдалась непростой. После известных событий видеосервис Megogо отозвал франшизу на территории России. Вслед за ним с нашего рынка ушел Netflix, оставив активными подписки только до конца расчетного периода. Затем Amazon Prime Video уведомил своих пользователей об ограничении деятельности сервиса в РФ. App Store отказался от работы с российскими банками и вопрос оплаты подписки на Apple TV+ значительно усложнился. Наконец, зарубежные мейджоры приостановили продажу лицензий на показ своих новинок онлайн-кинотеатрам. Это реальность, в которой нам приходится жить, но есть еще одна проблема.

Эта весна выдалась непростой. После известных событий видеосервис Megogо отозвал франшизу на территории России.

И эта проблема заключается не в потере подписки, не в закрытии кинотеатров из-за простоя (это мы уже пережили во времена ковидных ограничений) и даже не в том, что голливудская киноиндустрия потеряла большие деньги (четвертое место в мире по количеству проданных билетов в 2021 году, объем рынка — 40,6 млрд рублей, по данным «Бюллетеня кинопрокатчика»), отказавшись от российского проката, а в том, что привыкшие платить за контент соотечественники снова возвращаются к пиратским сайтам.

Так почему пиратское кино хорошо только в том случае, когда оно про Джека Воробья, а не когда речь идет о сайтах, где совершенно бесплатно и в любой озвучке можно посмотреть библиотеку кинематографа всех стран и годов со времен его изобретения? За прошедшие несколько лет процент тех, кто осознанно потребляет легальный контент, значительно вырос, говорят эксперты: люди готовы были платить за контент и осознали все преимущества платных подписок. Сейчас очень важно, чтобы потребители понимали, что контент — это прежде всего инвестиции. И когда, например, телеканал или видеосервис инвестирует в контент, то эти вложения должны возвращаться через подписки или одноразовые покупки тайтлов. И так по кругу. Если не нарушать сложившуюся закономерность работы рынка, то оказываются в выигрыше и площадки (получают возможность развития), и потребители (получают разнообразие выбора контента). Пиратство же ломает эту систему — получается, что площадки вкладываются в расширение библиотеки, но при отказе пользователя от потребления легального контента в пользу пиратского возмещать вложения неоткуда.

Борьба за правое дело

Лидерами по количеству визитов на пиратские сайты являются США (13,5 млрд), Россия (7,2 млрд) и Индия (6,5 млрд). Цифровое пиратство наносит значительный ущерб создателям книг, кино, софта — в перспективе оно может привести к потере их средств к существованию. Цифровое пиратство представляет собой использование работ, защищенных авторским правом, без получения соответствующих разрешений. Несмотря на повсеместное внедрение антипиратских законов, данный феномен тесно укоренился в цифровом пространстве. Зачастую использование нелицензированного контента рассматривается как невинное преступление, которое никому не вредит, однако это далеко от правды. По оценкам экспертов, нарушение авторских прав в области интеллектуальной собственности обходится одной лишь американской экономике в 29,2 млрд долларов в год.

Тенденцию роста потребления пиратского контента подтверждают и другие компании. Так, Group-IB насчитала за 2021 год 6 млн ссылок на пиратский контент в российском сегменте интернета. В 2020 году их было 2,3 млн. Увеличилось количество сайтов, на которых размещается пиратский контент — с 21,7 тыс. до 32,5 тыс. Пиратских доменов стало в три раза больше — в 2021 году их насчитали 197,6 тыс.

Однако, стоит отметить, что с недавних пор, у пиратского рынка тоже есть свои проблемы, а именно потеря рекламодателей. 90 % всех агентств остановили деятельность на территории РФ и Украины. Пользовательские сборы не собирают даже 10 % от требуемой ежемесячной суммы, поэтому вопрос финансирования для них стоит очень остро. Пиратские площадки существуют за счет продвижения букмекеров и казино. Основная масса рекламных агентств находится на Украине, из-за чего сейчас все рекламодатели прекратили деятельность, подчёркивают эксперты.

Но вернемся к легальному контенту. Отечественные площадки как могут расширяют свои библиотеки. Кроме тех фильмов, на которые еще действуют лицензии, и мы еще можем с вами наслаждаться «диснеевским» контентом, закупаются турецкие, корейские, бразильские и даже скандинавские сериалы.

Но если представить, что лицензии закончились? Голливудские фильмы до России больше не доходят, а на «Кинопоиске» вечерами приходится выбирать между «Постучись в мою дверь» и какой-нибудь дорамой.

К сожалению, несмотря на все попытки найти «голливудозаменитель» отечественным площадкам придется несладко из-за нелюбви нашего народа к российскому контенту, непринятия факта исчезновения привычного кино и нежелания отказываться от пиратских сайтов. Думается, что в ближайшем будущем площадкам будет несладко. Пустеющие виртуальные полки с кино и непривычные подборки нового контента.

Онлайн-площадки прочно внедрились в наши жизни, чему, разумеется, помог ковид. Люди стали осознаннее и предпочти качество, полюбили смотреть фильмы в правильной и приятной озвучке и обнаружили плюсы больших пакетов подписок, потому что возможностей там много разных и каждый видеосервис предлагает свои «фишки». И все же нет никакой панацеи от пиратских сайтов, «зеркал» и других каналов доставки контента бесплатно. Кто-то считает, что не так страшен черт, как его малюют и предлагают рассмотреть плюсы нелегалов, а кто-то с пристрастием требует от «Яндекса» удаления любых ссылок на такие сайты и просит избавиться от «одноглазого» контента. Но в чем причина пристрастия к халяве?

Взять на абордаж платные подписки!

Вот уже четверть века мы доверяем поиск информации интернету. Появилось целое поколение пользователей, которое и представить себе не может, что когда-то у нас не было компьютеров, смартфонов, планшетов, онлайн-сервисов и несметного количества сайтов. Они выросли с уверенностью, что в Сети можно за считанные минуты найти и скачать практически что угодно.

За все эти годы многие так и не осознали или не привыкли к тому, что за каждой музыкальной композицией, за каждой книгой, за каждым фильмом стоит труд многих людей, в них вложены деньги. И продолжают потреблять контент на халяву, не понимая, с чего это вдруг за него надо платить? Понятие «интеллектуальной собственности» является каким-то фоновым, раздражающим. Причины для пиратства у всех разные: кто-то требует свободу информации, кто-то оправдывается недоступностью или излишней дороговизной легального контента, но большинство вообще не утруждается размышлять на эту тему. К чему все эти сложности, если возможность «смотреть онлайн и без регистрации» это как зубы почистить?

Даже если предположить, что в России введут уголовную ответственность за использование пиратского контента, то большинство даже не насторожится, пока, как говорится, не постучат в дверь. Проблема заключается и в юридической безграмотности. Столкнувшись с угрозой получения реального срока за скачивание фильма с торрента, подавляющее меньшинство будет знать, что с этим делать.

Безусловно, куда приятнее скачать все бесплатно, чем платить за подписку, но в условиях недостатка знаний, возможно, блокировка «серых» ресурсов и призывы легальных площадок покупать контент и осознанно его потреблять пойдет на пользу нам всем.

Думается, что нет светлой и темной стороны. Все смешалось, и кто-то предпочитает подписки, но из-за ситуации в мире не морщится смотреть новинки, которые так и не дошли до России, а кто-то всегда любил халяву, но платит (пардон, платил) за подписку в Apple Musiс, потому что иначе новый альбом не послушать. Каждый выбирается для себя ту форму потребления, которая ему ближе, но то, что грядут серьезные перемены в медиапотреблении, это факт, а так хочется штиля на рынке онлайн-кинотеатров.