Найти в Дзене
Ловец слов

Офонареть: легенда и небольшое расследование

Оглавление

Хочу извиниться за то, что долго не было публикаций. Но меня унесло попутным ветром в Питер, где я гуляла по проспектам, переулкам и каналам и наслаждалась этим невероятным городом. Вот там-то я услышала интересную легенду о происхождении слова «офонареть». Прилетев вчера домой, я покопалась в разных источниках и делюсь с вами тем, что накопала.

Итак, легенда

Значение слова «офанарел», думаю, понимают все. Так говорят о том, кто ведёт себя неадекватно, поступает нелогично и странно. Бывает, человек и сам о себе воскликнет: «Я прямо офонарел!». Это в том случае, если что-то настолько удивит, что утрачиваешь связь с реальностью. Короче, «офонареть», это когда немного «того», крыша едет. Но при чём тут фонари?

А вот какую легенду мне рассказали в Петербурге. Профессия питерского фонарщика XVIII–XIX была почётной и уважаемой, ведь от их работы зависела не только освещённость, но и безопасность столичных улиц. Тем более фонарей в городе на Неве много не только на улицах, но и на мостах. Фонарщику даже памятник в Питере есть.

Санкт-Петербург. Памятник фонарщику на Одесской улице.
Санкт-Петербург. Памятник фонарщику на Одесской улице.

Так вот, согласно легенде, фонари в Питере и Москве сначала были масляные, но потом их начали заправлять спиртом, чему несказанно обрадовались фонарщики. Потому что многие из них не могли удержаться от соблазна и сначала заправляли себя, после чего приходили в невменяемое состояние и работать уже не могли. И стали говорить о таких работягах: «Совсем офонарели!» «Халява» кончилась с изобретением керосиновых светильников.

Легенда занятная, но я решила развеять свои сомнения, особенно по поводу расхода спирта, учитывая количество фонарей в Санкт-Петербурге.

Что же было на самом деле

До начала XVIII века освещение городских улиц было заботой самих жителей. Те, кто побогаче, выходя из дома в тёмное время суток, брали с собой факельщика или фонарщика. Те, кто победнее, несли фонарь сами или просто сидели дома — ночные улицы всегда были небезопасны.

Первые стационарные фонари в Петербурге появились ещё при Петре I, но освещали они только фасады нескольких домов. Первые уличные фонари в центре города установили 1718 году по проекту Жана-Батиста Леблона. Постепенно фонарей становилось всё больше, и по приказу императрицы Анны Иоанновны все городские улицы обзавелись своими светильниками.

-3

Питерские фонари, как и всё в этом городе, были оригинальные, красивые и достойны отдельного описания. Но к теме этой статьи дизайн светильников отношения не имеет. А имеет отношение то, что первые фонари были масляные, заправляли их льняным маслом специальные фонарщики. Но масло горело тускло, с копотью, и было дорого. По крайней мере, для освещения большого города масла требовалось огромное количество.

И с конца 40-х годов XIX века часть питерских фонарей стали заправлять крепким «хлебным вином», то есть спиртом. Он горел ярче, не коптил, не портил дорогое фонарное стекло, но у спирта были другие проблемы. Им заправлялись фонарщики. Причём не только сами становились «офонаревшими», но и на заправку фонарей горючего уже не хватало.

В поисках решения этой проблемы в спирт для фонарей стали добавлять скипидар и такую смесь выдавали фонарщикам. Но разве это могло остановить русских мужиков, пристрастившихся к выпивке? Травились, конечно, но всё равно пили.

Хорошо, что спиртовые фонари на улицах города горели недолго. В 1853 году польские аптекари Игнатий Лукасевич и Ян Зех изобрели керосиновую лампу, а с 60-х годов керосиновые фонари появились и на улицах Санкт-Петербурга. Пить керосин фонарщики уже не рисковали, но словечко «офонарели» прижилось в нашем языке и используется до сих пор.