Вторая половина гл. 2 книги Иакова представляет собой один из наиболее известных и противоречивых разделов во всём настоящем послании, или даже всей Библии. Мартин Лютер считал, что здесь Иаков вступает в прямую оппозицию к учению Павла об оправдании верой, изложенному в письме к римлянам; а поскольку он считал доктрину Павла краеугольным камнем толкования Нового Завета, по его мнению, книга Иакова представляла собой второстепенную часть канона — «послание из соломы». В своё время будут рассмотрены отношения Иакова и Павла в контексте их учения об оправдании.
Очень важно рассматривать эту часть книги в связи с предыдущими. Иаков настаивал на том, что истинное благочестие должно проявлять себя соответствующим видимым образом. Спасается не просто слушатель слова, а его исполнитель. Религиозные дела или служения являются напрасными, если не сопровождаются делами любви и благочестивой жизнью (Иак. 1:22–25). Вера в Христа не совместима с лицеприятием, иначе христианин становится грешником (Иак. 2:1–8). Теперь Иаков показывает, что вера как основное положение благой вести должна проявляться в делах послушания, чтобы быть спасающей или оправдывающей верой. Без этого она становится мёртвой верой; и потому тот, кто надеется спастись через такую веру, глубоко заблуждается; вера должна подкрепляться делами, чтобы достигнуть оправдания. Однако для того, чтобы правильно понять Иак. 2:14–26, необходимо помнить, что Иаков не в меньшей степени, чем Павел, считал веру необходимым основанием для спасения.
Некоторые могут подумать, что Иаков опровергает здесь сказанное Павлом в Рим. 3—4. Однако это не так, тем более, если мы считаем оба послания богодухновенными. Дух Бога не противоречит сам себе. Совсем не сложно увидеть, что, как между смыслом, так и применением этих двух отрывков, нет никакого противоречия. Другие комментаторы предполагают, что Иаков, возможно, просто корректировал неверное применение учения Павла некоторыми из ранних христиан. Однако это очень маловероятно. Павел написал послание римлянам в 58 г. н.э., а Иаков умер в начале 60-х. Конечно же, нам известно, что часть учения Павла была истолкована неверно, как, например, его доктрина о благодати, которую использовали, чтобы проповедовать аморальное поведение (Рим. 6). Равным образом, некоторые люди могли оправдывать своё непослушание закону свободы, ссылаясь на учение Павла об оправдании верой, а не делами закона.
Однако немало комментаторов сомневаются, чтобы палестинские евреи-христиане неправильно поняли и использовали учение Павла. По их мнению, Иаков просто пишет против склонности евреев считать себя привилегированными в отношениях с Богом, по причине их национального и религиозного прошлого и превосходящего знания, а своё спасение считать гарантированным, даже без должного следования учению. Подобное поверхностное отношение в своё время получило осуждение через ветхозаветных пророков. Однако с тех пор мало что изменилось, и некоторые евреи по-прежнему были полны гордости и тщеславия, даже те, кто сочувствовали или приняли христианство. Никодим полагал, что, приняв Иисуса как учителя от Бога, он разделит могущество и силу Иисуса. Ему же было сказано, что для того, чтобы увидеть царство, необходимо родиться заново (Ин. 3:1–5). Ранее Иаков уже показал, что некоторые пытались проникнуть в слово или слушали его, но ничего не делали для его исполнения.
Ещё один вопрос, который часто возникает во вступлениях к комментариям этого отрывка, это говорит ли здесь Иаков о начальном акте оправдания в первичном послушании евангелию (когда человек становится христианином) или же он говорит о плодах добрых дел в жизни христианина (как в Иак. 3:17). Это важный вопрос, поскольку некоторые применяли изложенный Иаковом принцип к учению о крещении как спасительном акте послушания (1 Пет. 3:21; Деян. 2:38; Мк. 16:16) в качестве доказательства того, что вера должна проявиться в деле или акте покорности для «совершенства» и оправдания. Другие комментаторы настаивают, что Павел учил, что оправдание достигается верой без каких-либо дел послушания, необходимых для спасения, и что под «оправданием» в Иак. 2 автор подразумевает «провозглашение правды», которая принадлежит спасённым, и что это достигается такими делами или добрыми делами, как плоды веры в жизни христианина, например, накормить голодных или одеть нагих.
На этот вопрос нет простого ответа. Роупс считает, что в 1:19–21 Иаков говорит об отношении христианина к познанию Божьего слова, а не о первом принятии благой вести. Однако Росс трактует эти стихи как относящиеся к такому восприятию благой вести, какое было у верийцев в Деян. 17:11. По мнению некоторых комментаторов, слово «оправдать» используется в контексте первичного послушания, тогда как в Гал. 5:4 речь идёт о поступках христианина. Также, вероятно, Павел говорил о «спасении» как постоянной покорности воле Христа в течение всей жизни христианина, обращаясь к тем членам церкви (Фил. 2:15), которые полагались исключительно на свои дела. Строго говоря, согласно учения Нового Завета, условием оправдания христианина или прощения его грехов, является покаяние и исповедание своих грехов (1 Ин. 1:7–9; Деян. 8:22). Однако это постоянное принятие Отцом зависит от того, будет ли послушание верующего человека истине плодотворным. Поэтому на самом деле не столь важно, относится ли этот отрывок к тем, кто впервые откликнулись на благую весть, или к тем, кто уже являются христианами. Павлово спасение без дел включало в себя покорность веры (Рим. 1:5; Гал. 3:27). Хотя может показаться, что Иаков и Павел вкладывают в слово «дела» разный смысл, тем не менее, даже если Иаков говорит об образе жизни христианина, он рассматривает принцип оправдания, который действует в обоих сферах.
“Что пользы, братья мои, если кто говорит, что имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела — что пользы? Так и вера — если не имеет дел, мертва сама по себе” (Иак. 2:14-17).
Стих 14. Иаков начинает своё опровержение ошибочной идеи о том, что вера может спасти и без дел, с ряда вопросов, чтобы затем сформулировать своё фундаментально положение о том, что вера, которая не проявляется в делах, напрасна и бесполезна, так же, как и пустое благочестие, не подтверждаемое жизнью (1:26).
«Что пользы?» означает «Какой в том прок для человека?» Сравните слова Иисуса «Что пользы человеку?» (Мф. 16:26). Павел задавал тот же вопрос, говоря о своих страданиях. Если нет воскресения, «Что пользы?» Прилагательное с этим корнем встречается в Септуагинте в Иов 15:3. Здесь не говорится о том, что вера бесполезна. Иаков никогда не утверждал ничего подобного, как и не отрицал того, что человек действительно может иметь веру без дел. Однако он настаивает, что одна лишь вера не принесёт пользы человеку, потому что не сможет привести к его спасению.
Не следует искажать фразу «говорит, что он имеет веру», толкуя её как то, что Иаков имел в виду, что тот, кто заявляет о своей вере, на самом деле не верит. Суть настоящего довода Иакова в том, что человек может искренне считать себя верующим, но при этом не быть исполнителем. Пассивная вера может незаслуженно называться верой и не представлять собой ценности, но это не значит, что она неискренняя. Вера в общем смысле является главной составляющей христианской жизни. Слово «верующий» часто используется в Библии в значении христианин (Деян. 16:1; 1 Тим. 5:16). Раньше Иаков уже говорил о важности веры (1:3, 6; 2:1). Он говорит о ней в общем, не вдаваясь в тонкости значения (например, «упование» или «долготерпение»).
Под делами Иаков понимает любое проявление послушания Христову закону со стороны христианина, но обычно это слово относится к «добрым делам» или «поведению», плодам христианской жизни (Мф. 5:16; 23:3; Рим. 2:6; Ин. 3:20). В Тит. 1:16 Павел использует его в контексте поведения, которое представлено многими делами в течение длительного периода времени. Иаков уже подчёркивал необходимость постоянного вникания в Божье слово и его «исполнения». В частности, он упомянул такие вещи, как «призирать сирот и вдов» (1:21, 25, 26). Позднее он скажет, что мудрый учитель должен «доказать это на деле добрым поведением с мудрой кротостью» (3:13), и далее уточнит «[мудростью], полной милосердия и добрых плодов» (3:17). Таким образом, речь идёт о таких делах, которые исполняют закон свободы и по которым люди будут судимы. Иаков использует те же слова, что и Павел, когда тот говорит, что человек не оправдывается делами (Рим. 3:28; 4:2), но вкладывает в них нечто иное. Павел писал о похвальных, одобряемых, делах, подобных тем, исполнения которых требовал закон, не имеющий отношения к крови Христа, и которые совершали, чтобы получить личное оправдание. Иаков делает акцент на том, что христианин, который принимает Христа как жертву за его грехи и таким образом попадает под Божью праведность, должен жить в покорности веры в закон Христа, проявляя её в своих делах. Павел с этим никогда не спорил. На самом деле, Павел на этом настаивал. Христианин должен совершать своё спасение (Фил. 2:12). Он создан на добрые дела (Еф. 2:9). Он должен предоставить свои члены в служение праведности (Рим. 6:13). Павел предостерегал своих читателей-христиан: «Если вы живёте по плоти, то умрёте» (Рим. 8:13). Христиане должны приносить плод Богу (Рим. 7:4). Именно Павлу принадлежит авторство выражения «покорять вере» или «покорность вере» (Рим. 1:5; 16:26). Павел никогда не отрицал того, что дела покорности закону Христа являются необходимыми для совершенства веры христианина и его спасения.
«Может ли эта вера спасти его?» Иаков использует здесь слово «вера» с артиклем в значении «такая вера» или «эта его вера», то есть вера без дел, «одна лишь вера». По-гречески этот вопрос сформулирован так, что на него следует ответить отрицательно: Иаков подчёркивает, что такая вера (не имеющая дел) не может спасти. Глагол «спасти» здесь имеет то же значение, что и в 1:21. Иаков говорит о будущем спасении, которого необходимо достигнуть человеку, рождённому заново (срав. 1:18 с 21 и также 2 Фес. 5:23; 2 Пет. 1:5).
Стих 15. Иаков начинает рассмотрение ценности веры без дел с примера, в котором какой-то христианин, брат или сестра, не имеют необходимого для жизни. Таким образом, он предельно ясно и конкретно подчёркивает важность дел веры. Каждый христианин обязан делать добро всем людям, а наипаче своим по вере (Гал. 6:10). Любовь должна проявляться не только на словах, но и на деле (1 Ин. 3:17, 18). Перед этим Иаков показал, как важно проявлять милосердие к бедным (2:13). Слово, переведённое как «наги», часто использовалось в значении убогой, едва прикрывающей наготу одежды (Ин. 21:7) или отсутствия одежды как таковой. Такая острая потребность в одежде и пище свидетельствует о крайней нужде и бедственном положении брата или сестры по вере. Христианин, который не помогает своему брату, оказавшемуся в подобной ситуации, не имеет в себе любви Божьей (1 Ин. 3:17).
Стих 16. Иаков говорит здесь о любом христианине, который лишь на словах заботится о братьях. Было бы ошибочно полагать, что Иаков считает, что подобным образом поступают лишь те, кто настаивают на спасении одной лишь верой. Он просто приводит пример, чтобы показать бесполезность веры, которая выражается только на словах. Многие люди говорят, но не делают, точно так же как многие рассуждают о законе, но не соблюдают его.
Похожая прощальная фраза встречается в Суд. 18:6; 2 Цар. 3:21; и Деян. 16:36. По смыслу она близка к русскому выражению «будьте здоровы» и выражает искреннюю заботу о благополучии нуждающихся. «Грейтесь» подразумевает быть согретым хорошей одеждой (Иов 31:20; Агг. 1:6). Поэтому слова Иакова можно перевести как «Будьте здоровы. Одевайтесь тепло и хорошо питайтесь».
«Потребное для тела» — это и есть необходимые для жизни одежда и пища. Какая польза обездоленному от словесного благословения и пожелания добра? Эти слова не просто бесполезны, но звучат, как насмешка. В следующем стихе сделан вывод из такого отношения.
Стих 17. Иаков использует приведённый им пример в качестве аргумента. Подобно тому как словесное благословение, не подкреплённое делами милосердия, является бесполезным для нуждающегося человека, так и вера, если не имеет дел, является бесполезной. Веру, «имеющую дела», следует понимать, как вмещающую в себя что-то, что приносит результат или может принести его. Ранее Иаков говорил о терпении, имеющем «совершенное действие» (1:4); сравните «в страхе есть мучение» (1 Ин. 4:18) и «упование, которому предстоит [дословно «имеющее»] великое воздаяние» (Евр. 10:35). То есть, Иаков говорит, что бывает вера с «добрыми делами», а бывает без них. Сравните «дело веры» у Павла (1 Фес. 1:3). Если вера не совершает добрых дел или не приводит к добрым делам, она бесполезна.
Такая вера без добрых дел — мертва. Иаков не противопоставляет веру и дела, он противопоставляет веру активную, действующую и веру мёртвую. Мёртвая вера — пустая или тщетная (ст. 20). Подобное понимание мёртвого как «пустого» или «бесполезного» не было чем-то новым: Откр. 3:1; Евр. 6:1; 9:14; Рим. 6:11; 7:8. Иаков говорит, что она мертва сама по себе, поскольку ничего не может сделать. Фраза «сама по себе», вероятно, означает «до тех пор, пока она сама», то есть больше ничего или никого нет. Это обычное значение данной греческой фразы (срав. Деян. 28:16). Пока эта вера будет сама по себе, она будет бесполезной; как только она совершает действие и больше не является без дел, она перестаёт быть мёртвой или бесполезной.