Найти в Дзене
Кофе с Кандинским

Разбор картины: Портрет Екатерины II

Художник Дмитрий Левицкий создал великолепный портрет императрицы, наполнив его массой значимых деталей: сложную программу картины создавали лучшие мыслители эпохи.

Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия. 1783. Государственный Русский музей. Фото: https://ru.wikipedia.org/
Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия. 1783. Государственный Русский музей. Фото: https://ru.wikipedia.org/

Полное название этой картины звучит как "Портрет Екатерины II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия" - так Левицкий сразу обозначил ключевую идею произведения. Эта картина - один из лучших образцов аллегорического портрета в русском искусстве.

В XVIII веке парадные портреты, как правило, создавались по заказу самого героя, определявшего каким он хочет предстать перед современниками и потомками. Данный портрет однако был заказан не самой императрицей, а канцлером Александром Безбородко, по одной из версий, пожелавшим иметь портрет государыни в своих парадных покоях. Сложно задуманная идея этой картины придумана Левицким не в одиночку, этот художник был не просто искусным ремесленником, а настоящим интеллектуалом: программа портрета сочинялась и обсуждалась в кругу его друзей, куда помимо самого Левицкого входили поэт Гаврила Державин, архитектор Николай Львов и другие.

Портрет Екатерины II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия. Фрагмент
Портрет Екатерины II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия. Фрагмент

По левую руку от императрицы на пьедестале сидит античная богиня правосудия Фемида с весами в руках. Сама Екатерина II на картине показана как жрица в храме этой богини.

Фемиду обычно изображали стоящей и с повязкой на глазах, но Левицкий как будто говорит нам, что при этой российской государыне богиня правосудия может присесть и передохнуть, ведь ее заветы выполняются как нельзя лучше. Богиня расслаблена и чуть прикрыла глаза, рука с весами мерно покоится на колене.

Портрет Екатерины II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия. Фрагмент
Портрет Екатерины II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия. Фрагмент

Императрица указывает рукой на богатый жертвенник, где тлеют красные цветы - это маки, символизирующие сон и покой. Таким образом Екатерина II сообщает нам, что принесла в жертву свое спокойствие, радея о стране и ее интересах. На самом жертвеннике есть надпись "Для общаго покоя". Обратите внимание: дымок от горящих маков возносится точно к статуе Фемиды - Левицкий учел в картине всё, даже мельчайшие детали.

Портрет Екатерины II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия. Фрагмент
Портрет Екатерины II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия. Фрагмент

В левой части картины изображена балюстрада и открывающийся с нее прекрасный вид: морской простор и два больших корабля. На одном из них развевается Андреевский флаг - символ воинской славы нашей страны. В год создания картины Екатерина II существенно увеличила территорию Российской империи: именно тогда были присоединены Крымское ханство, Кубань и Тамань. Ключевую роль в этих завоеваниях сыграл российский флот. На флаге также можно заметить жезл античного бога Меркурия - сам художник отметил, что это символ защищенной торговли, то есть отсылка и к экономическому процветанию государства.

Портрет Екатерины II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия. Фрагмент
Портрет Екатерины II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия. Фрагмент

У ног императрицы множество книг в дорогих переплетах, а на них восседает орел. Вероятно, эти фолианты содержат в себе законодательные акты, принятые Екатериной и ее предшественниками, а птица, охраняющая эти законы, - символ мудрости и Российской империи как таковой, ведь орел изображен на гербе страны. Художник тем самым говорит о России как о государстве, свято чтящем законы права и правосудия. В клюве орел держит оливковую ветвь - символ мира и мудрости, принесенных стране императрицей.

Портрет Екатерины II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия. Фрагмент
Портрет Екатерины II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия. Фрагмент

Еще одна важная деталь картины - рельеф с изображением древнегреческого политика Солона, жившего в 6 веке до нашей эры в Афинах. Его реформы принесли мир и процветание его стране, его законодательная деятельность описана в множестве античных литературных памятников, в работах Геродота, Плутарха и др. Кроме того, Солон был еще и поэтом, и совершенно неудивительно, что Левицкий именно его изобразил в качестве ориентира для императрицы. Екатерина II была довольно плодовитым литератором, до нас дошли написанные ею сказки, басни, комедии, мемуары, эссе и даже либретто к пяти операм.

Известно, что императрица не позировала Левицкому для этого портрета. Ее лицо представляет собой "тип Рокотова", иначе говоря, списано с портретов другого известного художника XVIII столетия, Федора Рокотова.

Голова императрицы увенчана лавровым венком. Еще со времен античности это растение считалось символом победы и славы, и уж Екатерине II грех было жаловаться на судьбу, щедро раздававшую победы императрице. Одеяние императрицы выполнено на античный манер и очень схоже с тем, что можно видеть на Фемиде. На груди Екатерины - цепь ордена Андрея Первозванного и лента ордена святого Владимира - на фоне белого шелкового платья эти знаки отличия выделяются особенно ярко.

"Портрет Екатерины II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия" принес Левицкому славу и породил серию подражаний, однако остался уникальным явлением в искусстве XVIII столетия, также названного "веком портрета".

#искусство #императрица #история #русское искусство #картина #18век #ЖИВОПИСЬ #ПОРТРЕТ #ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ

Понравился текст? Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного!