Ко Дню металлурга был приурочен премьерный показ фильмов режиссёра и журналиста Антона Войцеховского «Железные люди» и «Тяжёлый металл».
Автор научно-популярных фильмов для телеканалов «Россия-2» и «Наука 2.0», победитель российских и международных конкурсов документального кино и лауреат Каннского фестиваля, Антон Войцеховский вместе со съёмочной группой из 17 человек работали на ЛГОКе и МГОКе почти 2 месяца, а монтаж и подготовка компьютерной графики заняли около полугода.
В фильме «Тяжёлый металл» доступным и образным языком рассказывается о начальном этапе производства металла — от вскрышных работ до выпуска ГБЖ. При создании фильма о Лебединском ГОКе применялись самые продвинутые методы видеопроизводства, включая аэросъёмку при помощи спортивных дронов и замедленную — с движущихся камер. В итоге получился динамичный, зрелищный, яркий портрет современного производства.
Как истинный документалист в фильме «Железные люди» Антон Войцеховский показал зрителю настоящих героев. Они не совершают умопомрачительных трюков и подвигов, не спасают мир, как персонажи голливудских боевиков, но по факту оказались интереснее, чем выдуманные.
Фильмы ни на минуту не дают оторваться от экрана. Таким Лебединский карьер и Михайловский ГОК не видели даже те, кто там работает.
После премьеры Антон рассказал, как шла работа над фильмами о предприятиях Металлоинвеста.
— Антон, как прошла премьера?
— Во время премьерных показов я наблюдал реакцию людей (а зрителей было много!) и про себя отметил, что не зря мы с командой столько времени и сил отдали созданию каждого из этих фильмов.
— Работа над каждым из фильмов заняла примерно полгода. С чем связан такой продолжительный период?
— Производство фильма состоит из трёх этапов: подготовка, съёмки и монтаж с созданием визуальных эффектов. Последняя — самая сложная часть. Например, при создании компьютерной графики в фильме «Тяжёлый металл» мы иногда перебирали 25-30 вариантов в поиске лучшего.
— Наверняка, можно было обойтись и без компьютерных спецэффектов?
— Чтобы удерживать внимание зрителей, нужно чем-то «разгонять» повествование и украшать его. Компьютерная графика – это инструмент, который я выбрал для фильма «Тяжёлый металл». Думаю, что благодаря спецэффектам даже не знающий ни одного русского слова иностранец посмотрит его с интересом.
— В чём особенность фильма о Михайловском ГОКе?
— Если в «Тяжёлом металле» солировал я, то в «Железных людях» — сами работники. Я пошёл по технологической цепочке от добычи и до конечного продукта — окатышей. В ходе кастинга мы выбрали из полутора десятков человек четырёх работников. Они – мои соавторы, потому что не только работали в кадре, но и наговаривали закадровый текст, причём порой по несколько раз.
— Как вам удалось разговорить героев?
— Есть маленький секрет. Нельзя людей снимать на камеру сразу. Сначала с ними нужно как-то сродниться. Я заранее приезжал на комбинат, со всеми разговаривал, потом ещё созванивался, готовил к тому, что буду находиться рядом с ними достаточно долгое время. В первый съёмочный день мы не записали ни одного интервью: нужно время, чтобы человек привык выполнять свою обычную работу в окружении камер, в присутствии съёмочной группы.
— Четыре истории, рассказанные работниками одного предприятия, получились очень разными.
— У каждого героя в «Железных людях» есть определённый характер. Машинист экскаватора — это суровый немногословный мужчина. Когда мы его записывали, ещё и дождь пошёл. На экране всё такое стальное — и характер, и визуальный ряд. Ещё один герой, водитель БелАЗа, — это человек, который умеет получать удовольствие от жизни, от работы, от своей машины. Поэтому и картинка на экране — в светлых тонах, солнечная. Третий герой — машинист мельниц — это, скажем так, маленький человек, но на своём месте. Многие живут в некоей концепции успеха: ты никто, если не хочешь стать генералом, руководителем производства. А он не хочет быть руководителем, он — на своём месте и счастлив. Если разобраться, то на таких людях держится предприятие. Последний герой, агломератчик, — это человек-молния, у него внутри какой-то термоядерный реактор, из него брызжет энергия — меня просто сносило от неё. Нужно было придумать как это передать в кадре. Думаю, у нас получилось.
— Что впечатлило на комбинатах?
— На таких предприятиях я всегда испытываю трепет: это то, что я называю «овеществлённый человеческий труд». Природа такое создать не могла, это могли сделать только люди — были потрачены часы, годы, десятилетия. Благодаря знакомству с вашим производством знаю, что за каждым товаром – огромная цепочка человеческого труда. Смотришь на банальную скрепку и понимаешь, что за ней — необходимость добыть из-под земли руду, потом превратить её в один из промежуточных продуктов и только потом — сталелитейка и последующее производство, превращающее металл в готовую вещь.
Если вы еще не видели фильмы о Лебединском и Михайловском ГОКах, можете посмотреть их здесь.