На начальном уровне любого процесса мы действуем, что называется, «крупными мазками»: мы не видим и не чувствуем нюансов, полутонов, тонкостей и так далее.
По мере обучения, накопления знаний, умений, навыков, мы действуем более тонко, различаем нюансы и детали, обогащаем процесс, который становится ярче, живее и глубже.
Несколько примеров этого:
- Когда мы учимся водить машину, главный фокус внимания держим на том, на какую педаль нажимать и в какую сторону крутить руль. По мере накопления опыта, мы начинаем всё больше процессов реализовывать на автомате и обращать внимание на тонкости и детали.
- Когда мы учимся играть на гитаре, мы стартуем с трёх аккордов, но по мере накопления опыта, мы обогащаем мелодию, и она становится глубже, богаче и красивее.
- Когда мы учимся рисовать, то мы рисуем море просто синим цветом, по мере накопления опыта, мы обогащаем его всё новыми и новыми красками, о которых в начале даже не предполагали, что они могут использоваться при рисовании воды.
- Хороший автомеханик может по нюансам звука работы двигателя определить проблему и начать её решение, для большинства же из нас работа двигателя укладывается в «работает – не работает».
В общем, каждый процесс может быть более глубоким, более насыщенным, более интересным. Процесс управления — не исключение. Знание того, как работают управляющие и управляемые системы, позволяет процесс управления сделать более эффективным и интересным.
А если к знаниям добавить умения, навыки и анализ практических примеров из собственной жизни, то на выходе мы получим гремучую смесь, имеющую все шансы стать катализатором собственной эффективности.
Автор: Татьяна Иванова, психолог
Больше интересного от автора по этой теме: