Автор научно-фантастических романов Станислав Лем довольно неприязненно относился к своим коллегам по жанру из США, которые по мнению польского писателя занимались популяризацией фантастики ради денег, изрядно насыщая свои произведения половыми приключениями отважных межпланетных путешественников, алко юморком и прочими брутальными выкрутасами, коих всегда в избытке в примитивных книжицах «для народа».
Сам Лем таких нюансов в своих произведениях избегал, а упор его фантастики делался именно на научную основу, отталкиваясь от которой писатель подключал богатое воображение и развивал свои художественные теории.
В «Солярисе» речь идёт о разумной жизни на далёкой планете, и форма этой жизни никоим образом не укладывается в рамки привычного человеческого понимания. Там нет ни гуманоидов, ни каких-либо иных существ, а есть лишь один единственный источник бытия, который как бы населяет эту планету в единственном числе. Внешний его облик астронавты неопределённого будущего идентифицировали как океан, поскольку визуально Оно напоминает именно это. Но что скрывается в действительности под видимой оболочкой безбрежных морских просторов, людям вселенной «Соляриса» постичь так и не удалось.
Вскоре после прибытия на станцию, где кроме него находятся ещё двое исследователей таинственной планеты, главный герой сталкивается с мистическими странностями, о которых до этого только слышал: на Солярисе присутствуют те, кого там быть никак не может - люди с далёкой Земли и к тому же давно умершие. Те, чьё существование осталось лишь в памяти работающих на станции космонавтов. Они назвали это явление «гостями» и научились жить с ними бок о бок, смирившись с тем, что постичь суть происходящих на этой планете чудес землянам не дано. Просто разумный океан каким-то образом даёт им то, чего они подсознательно хотят, словно бы черпая из недр их разума воспоминания о тех, кто был им дорог, после чего воспроизводя эти образы из памяти в реальную плоть и кровь…
Экранизация короткого романа Станислава Лема в некоторой степени выходит за рамки первоисточника. Тарковский внёс в картину немного изменений в начале и дополнил новой подробностью концовку. Этот фильм относится к золотому фонду мировой фантастики, однако стоит учитывать, что ничего общего со зрелищными картинками вроде ЗВ, или Марвела здесь нет.
Это кино трудное, философское и, так же как и книга Лема, НАУЧНО-фантастическое.