В этом году «Fallout» будет отмечать 25-летний юбилей, поскольку первая часть этой ставшей сегодня культовой игры вышла в 1997 году. Это было время огромных - на полстола – мониторов, дискет, катастрофической нехватки свободного места на жестком диске, операционки Windows-98 и прочих прелестей «ламповой» эпохи компьютерной индустрии. Но даже такие ПК на просторах СНГ были большой редкостью - молодежь «секлась», в основном, на 8-битных «Денди». Более «привилегированные слои» обладали 16-битными «Сегами» и, наконец, «элита» козыряла 32-битными «Соньками». Еще одним характерным признаком эпохи были игровые клубы, где за «умеренную плату и в хорошей компании» могли «порубиться» те, у кого по той или иной причине игровой приставки не было.
С «Fallout» я познакомился в 2000-м году, когда мой приятель сумел собрать простенький персональный компьютер. Собственно, это была первая игра, в которую мы играли на ПК. Это обстоятельство, вероятно, стало одним из факторов, поспособствовавших тому, что она произвела сильное впечатление. Другой момент заключается в том, что «фолыч» переносит игрока в совершенно иное измерение, отличающееся от тех, где всё понятно – «кто плохой, а кто хороший» - и ты смело идешь, стреляешь или бьёшь морды. Здесь, прежде чем что-то сделать, нужно хорошенько подумать, поскольку ситуация может оказаться не такой очевидной. При этом каждый поступок сопряжен с моральным выбором и имеет свои последствия, которые могут «аукнуться» как мгновенно, так и гораздо позже.
В качестве примера можно привести собственный опыт, полученный в одном из поселений, где после разговора с властями было принято решение отправиться в отдалённый квартал и замочить лидера проживающего там сообщества за проявленное им «зверство». Меткий бросок гранты – и «подонок» мертв (а вместе с ним и несколько его подопечных, решивших отомстить за его убийство). «Справедливость» восторжествовала и с глубоким удовлетворением я покинул город. Полагаю, читатель уже понял, что всё было не так однозначно и только спустя энное количество времени я понял, как круто меня «развели». И такие озарения могут наступить только в самом конце игры, когда в финальном ролике будут показаны все места, в которых побывал игрок, и рассказано, что с ними стало - это будет зависеть как раз от принятых решений.
Ещё один фактор – это, как сказал бы поэт, сырая, мрачная и зловещая атмосфера постапокалипсиса, в рамках которой происходят похождения игрока. В отличие от версий «Fallout», которые созданы «Беседкой», здесь пустошь действительно является таковой. При путешествии от поселения к поселению если кого и встретишь в пустыне, то это, в подавляющем большинстве случаев, будут враждебно настроенные либо какие-нибудь мутировавшие существа, либо бандиты. Здесь нет такого, когда, попав в ту или иную локацию, на «каждом углу» натыкаешься на какого-нибудь «выживальщика». «Fallout-1» (и второй тоже) дает игроку возможность почувствовать себя своеобразным первооткрывателем – на карте «мира» полно различных мест (от так называемых случайных локаций, которые можно найти при определённой «прокачке» персонажа, до общедоступных зон в виде военных и научных баз, подземных бункеров и прочих объектов), где, выражаясь фигурально, не ступала нога человека.
При этом нужно подчеркнуть, что «Fallout» от «Вethesda» никто не ругает – они по-своему тоже хороши, но атмосфера в них, на мой субъективный взгляд, не та. Даже «Fallout-2» заметно отличается от первого благодаря некоторым чертам своего «характера», а также сюжету – в нем нет той гнетущей угрозы, которая витает вокруг деятельности мутантов, и сам по себе он довольно весёленький (в хорошем смысле этого слова).
Сюжет игры
Во вселенной «Fallout» в 2077 году земной шарик накрыла ядерная война, в результате чего цивилизация «закончилась». Однако, были и выжившие – в первую очередь те, кто укрылся в специальных убежищах. Но большинство из них счастливчиками не назовешь, поскольку все эти убежища оказались полигоном для различных экспериментов над их обитателями – например, в одно из них заселили 999 мужчин и одну женщину, в другое – наоборот, в третьем специально сделали незакрывающейся плотно внешнюю дверь и радиация превратила его жителей в так называемых гулей...
Наш герой оказался жителем убежища номер 13, задачей которого было сохранить «чистоту вида» - т. е. обеспечить выживание людей, неподверженных воздействию радиации. Всё было прекрасно, пока в один чудесный день в «заведении» не сломался компьютер, обеспечивающий население питьевой водой. Замены вышедшего из строя чипа на складе не оказалось и перед смотрителем убежища встал выбор – сдохнуть от жажды или, в нарушение протокола, отправить добровольца на поверхность за нужной деталью.
Таким образом, мы отправляемся в «выжженный ад пустошей» с миссией спасти «Родину». Нам дают координаты ближайшего убежища 15, где теоретически должна быть запчасть, и на этом всё – никаких маркеров, указывающих направление нашего движения. Добравшись до 15-го, никакого чипа, естественно, там мы не находим и дальше без всяких подсказок нам приходится искать его самостоятельно, по крупицам собирая информацию о возможном местоположении детальки. Это ещё один нюанс классического «Fallout», за счёт которого он хорош - здесь всё «по-взрослому». Понятно, что сейчас, когда у каждого бомжа в телефоне есть интернет, можно найти ответ на любой вопрос. Но тогда – в 2000-м – такой возможности не было, и это позволило прочувствовать весь «смак» поисковой экспедиции. Особую остроту ситуации добавлял тот факт, что часики-то тикают и если к определённому сроку не принести искомое, то всё – «Game over».
Итак, чип найден и убежище спасено, но на этом приключения не заканчиваются. Изучив доклад о наших похождениях, смотритель выявляет новую угрозу, которая исходит от супермутантов – это такие милые создания, которые когда-то были людьми, но в силу определённого обстоятельства превратились в «халков». И вооружены эти ребятишки миниганами, гранатомётами, а также гатлинг-лазерами и другим оружием энергетического характера.
Обстоятельство заключается в том, что один медицинский гений по имени Ричард Грэй, который в своё время также отправился исследовать пустоши, обнаружил старую военную базу, где еще до войны проводились эксперименты по созданию суперсолдат с использованием препарата ВРЭ - вирус рукотворной эволюции (в разных версиях перевода он может называться по-другому). Искупавшись в емкости с этим веществом и мутировав до неузнаваемости, Грэй решил с помощью ВРЭ создать новую расу, которая, по его задумке, станет следующей ступенью в эволюции человека.
Как говорится, сказано – сделано и новоиспеченный «Создатель» начал размножать супермутантов, отлавливая обитателей пустошей и обрабатывая их вирусом. Но спустя какое-то время выяснилось, что его подопечные хоть и получаются физически мощными и хорошо противостоят агрессивным факторам внешней среды, но их умственные способности оставляют желать лучшего. Проанализировав ситуацию, Грэй понял, что причина кроется в подверженной действию радиации ДНК его пленников и, чтобы получались не тупые супермутанты, ему нужен «чистый материал», который можно найти только в законсервированных убежищах, которые он и начал искать. Как происходило приобщение к "Единству", можно узнать, посмотрев ролик:
Короче говоря, «Родина» опять в опасности и нам снова предстоит её спасать. Перед нами ставится задача остановить «Создателя», а также уничтожить источник «производства» мутантов. Здесь мы, опять же, можем выбрать несколько способов решения проблемы:
- Убийство обыкновенное – врываемся в тронный зал «Создателя» и без всяких разговоров превращаем его тушу в фарш (либо можно и поговорить перед сражением – он согласится);
- Большой «бадабум» - на личный приём к его Высочеству заглядывать не обязательно, можно втихоря устроить в его логове ядерную диверсию;
- Дипломатический – при наличии в кармане диска с информацией о ВРЭ можно убедить «Создателя» в том, что у его супермутантов нет будущего. Расстроенный Грэй позволит беспрепятственно покинуть его базу, после чего сам её уничтожит вместе со всеми обитателями.
Особенности игры
Для похождения по пустошам игра предлагает либо трёх уже готовых персонажей (нужно выбрать одного из них), либо конструктор, где можно создать своего уникального героя с теми характеристиками, которые нас больше всего устроят. Характеристики персонажа делятся на три блока:
- Основные характеристики;
- Дополнительные способности (особенности);
- Навыки.
Щелкнув мышью по любому из них, можно увидеть полное описание того, на что они влияют. Что выбирать и прокачивать – это личное дело каждого игрока. Здесь всё зависит от стиля, в рамках которого будет проходить игра.
В любом случае, даже если упор в решении поставленных задач будет сделан в пользу безагрессивного подхода, полностью избежать кровавых баталий не удастся. Если в населённых пунктах на игрока (за исключением одного-двух случаев) никто не нападёт (при условии, что игрок сам никого не спровоцирует), а с поля боя за пределами городов в принципе можно сбежать (а при хорошо развитом навыке «Натуралист» нежелательные встречи в пустыне можно обходить стороной), то при похождениях по «заброшкам», населённым, например, всякой мутировавшей живностью, все равно придётся сражаться. Да и ряд второстепенных квестов не предполагает иного способа прохождения, кроме силового (например, радскорпионы в Шэйди Сэндс). Поэтому, на мой взгляд, хотя бы один боевой навык («рукопашка» или что-то из оружия) должен развиваться.
Поскольку лично я всегда отдавал предпочтение наличию хорошего ствола вместо, например, красноречивого языка, то, в первую очередь, до максимума повышал характеристику «Ловкость» (влияет на количество очков действия во время боя). Каждое действие расходует определённое их количество:
- Выстрел – от 4 до 6 (в зависимости от оружия и типа стрельбы – прицельный/неприцельный);
- Бросить гранату – 3;
- Вколоть лекарство – 2;
- Залезть в инвентарь – 4 и т. д.
Если в играх, начиная с «Fallout-3», можно вполне обойтись без системы «V.A.T.S.», то в первых двух частях она является основным механизмом ведения боя, в ходе которого дееспособность персонажа и определяется количеством очков действия.
Вторая важная характеристика – это «Интеллект» (влияет на количество баллов для «прокачки» навыков, которые персонаж получает при достижении нового уровня, а также на ведение диалогов и некоторые другие моменты).
Изначально основные характеристики имеют средний показатель – 5 из 10. На их развитие дается 5 баллов. Дополнительные баллы можно получить, уменьшив показатель какой-либо характеристики.
Кроме того, в дополнительных способностях можно выбрать «Одарённый», что повысит все основные характеристики на одну единицу. Однако, нужно учитывать, что каждая дополнительная способность одновременно несёт в себе как что-то положительное, так и что-то отрицательное (информацию об этом можно получить, опять же, щелкнув мышью по любой них). Выбирать какие-либо из них при создании персонажа необязательно.
Также необходимо помнить, что показатели основных характеристик в дальнейшем, как это делается в «Fallout» от «Вethesda», изменить нельзя.
Что касается навыков, то тут сперва нужно выбрать те из них, которые станут «призовыми» - т. е., будут «прокачиваться» в два раза быстрее, чем остальные (каждый вложенный в них балл будет повышать навык на 2%, а не на 1). Баллы будут появляться с каждым новым уровнем в количестве, как уже писалось выше, зависящем от уровня интеллекта.
Здесь всё, опять же, зависит от личных предпочтений и стратегии прохождения игры. Лично я всегда отдаю приоритет «Энергооружию», поскольку с ним проще всего решать насущные проблемы - особенного, когда имеешь дело с супермутантами.
Вторым призовым навыком выбираю «Натуралиста», чтобы была возможность избежать опасных столкновений во время перемещения по пустыне, а также найти там что-нибудь интересненькое. Например, в пустошах можно отыскать разбившийся НЛО, рядом с которым будут валяться два трупа пришельцев - у одного из них в инвентаре будет бластер чужих. Среди других вариантов необычных находок может быть раздавленный Годзиллой человек-невидимка и т. д.
Ещё один очень полезный навык – это «Кража». Частенько бывает так, что у какого-либо персонажа есть очень нужная вещичка, которая позарез нужна игроку, но приобрести её законным путём не получается в силу отсутствия платежных средств или равноценного для обмена имущества. Эта ситуация особенно актуальна на начальном этапе игры, когда наш герой является нищебродом, поскольку убежище довольно скудно снарядило своего спасителя.
«Кража» также применяется, когда нужно кого-либо «грохнуть» без привлечения внимания. При прямом нападении за жертву вступится всё поселение со всеми вытекающими последствиями. Если же ей в карман засунуть активированную взрывчатку, то на её гибель никто не отреагирует (если, конечно, взрывной волной не заденет кого-то другого и он при этом выживет). Такая форма злодейства применяется и к торговцам, поскольку обокрасть их стандартным способом не получится – если залезть к ним в инвентарь, то там не будет барахлишка, которое они предлагают во время диалога.
Промышляя воровством, необходимо помнить, что если обворовываемый персонаж вас «застукает», то он станет враждебным и к бою на его стороне так же подключатся окружающие обитатели локации. При этом, «прокачивать» данный навык смыла не вижу, поскольку даже с базовым показателем он нередко позволяет «умыкнуть» любой предмет с первой попытки. Если нет, то обычно успех достигается за 3-5 попыток. Поэтому, перед «делом» нужно сохраниться, поскольку автосохранения в игре нет.
Ещё одним моментом, делающим личность нашего персонажа более многогранной, являются так называемые перки, которые можно выбирать через каждые 3 уровня. Каждый из них дает какое-либо преимущество, усиливая тот или иной навык или основную характеристику. Например, перк «Подвижный парень» (в другом переводе «Живчик») повышает на единицу количество очков действия (его можно выбрать дважды), а «Образование» (тоже имеет несколько уровней) увеличивает количество баллов для «прокачки» навыков. Описание каждого перка так же можно получить, наведя на него курсор.
В самом конце выбираем пол, возраст и имя персонажа и отправляемся «вершить судьбу» бывших США, ибо, как гласит народная мудрость, кто не играл в первые две части «Fallout» - тот игры не видел.
Читайте нас в Вконтакте, Telegram и Instagram. Присоединяйтесь!
Наш Портал
NPR.BY