Отсталая Россия в этом году решила не отставать от мировых лидеров производства электрокаров и запилила сборочные линии оных на своей территории. Лидеры электромобилестроения - это не Илон Маск с Теслой и не японцы со своим вечно недоделанным Nissan Leaf. Китайцы в этой отрасли шагнули намного дальше всех первопроходцев и уже производят большую линейку электрокаров, у которых и пробег побольше, и дизайн поразнообразнее. Разумеется, китайские электромобили и выбраны донорами для российских моделей, так как в соотношении цена-качество-пробег с одной зарядки - китайские электромобили обладают наиболее привлекательными потребительскими характеристиками.
Российская компания "Моторинвест" решила локализовать китайское производство на территории нашей страны, и речь идет не о единичных концептах, а о запуске серийного производства электрокаров. Изобретать с нуля и сложно, и дорого, и можно упустить кучу времени. Поэтому китайская компания Dong Feng Motor явилась поставщиком комплектующих для будущих "российских" электрокаров, а мощности завода в Липецке позволят "Моторинвесту" производить 22 тысячи электромобилей в год. Цена у них на первых порах будет ни разу не низкая - не менее 3 миллионов рублей за электромобиль. Это пока не похоже на "народный автомобиль", но со временем серию можно увеличить, а значит цену конечного продукта снизить и сделать производство более массовым.
Справедливости ради стоит отметить, что компания "Моторинвест" в январе 2022 года уже делала заявления о якобы грядущей локализации электромобилей Sokon в России, но с этими планами что-то пошло не так. Налоговики сообщают, что фактически "Моторинвест", (в который с 2011 года инвестировано более 150 млн долларов США за весь период его существования) - два последних года работает в убыток и судится с налоговой. Ну с кем не бывает, как говорится. ОАК тоже работает в убыток всю жизнь и никого это не волнует. UBER за всю свою историю ежегодно показывает миллиардные убытки, жив-здорв и развивается. Почти обанкротившаяся компания "Моторинвест" каким-то чудом сумела выиграть контракт на производство электромобилей у Минпромторга, в данный момент налаживает дилерскую сеть и обещает первые продажи уже осенью 2022 года, так что очень скоро мы сможем проверить, действительно ли реальны эти планы.
В завод по производству электромобилей "Моторинвест" инвестирует 13 миллиардов рублей - для такого производства это чудовищно мало, но... компания делает новый шаг не на пустом месте - она выпускала контрактные внедорожники Great Wall Hover и осуществляла сборку кроссоверов Changan, так что производственные линии уже имеются и находятся в маленькой деревне Гребёнкино в Липецкой области.
На предприятии планируется наладить производство электромобилей под брендом Evolute, это будут перелицованные и адаптированные под российские условия эксплуатации электромобили марки Dongfeng, то есть главная задача производителя сводится к обеспечению крупноузловой сборки и ее максимальной локализации. По заявлениям самого "Моторинвеста" позже планируется создание производства полного цикла, со сваркой и покраской кузовов. Но это - явно не сразу, это потом.
Топовая модель линейки электрокаров Evolute - это кроссовер SUV E, который будет строиться на базе премиального паркетника Voyah Free. Для получения более низкой потребительской цены - электромобиль планируется несколько упростить, снизив количество модификаций до одной, также российский электрокроссовер получит менее мощную батарею и вместо регулируемой пневматической подвески - обычную пружинную. Для тех, кто захочет купить топовую комплектацию электрокроссовера - компания Dongfeng Motor будет поставлять готовые модели из Китая.
Вторая модель, которая будет производиться на Липецком заводе - паркетник Evolute i-Jet, который является упрощённым и удешевлённым клоном модели Seres SF5, успешно продающейся в китайских автосалонах Huawei. Динамика модели - 4,7 секунды до сотни, а пробег на одной зарядке - до 500 км.
Третья модель - Компактный электрический паркетник Evolute i-Joy станет копией кроссовера Dongfeng DFSK Glory E3. Разгоняется до сотни это чудо за 8,9 секунды, а реальный эксплуатационный пробег с одной зарядки составляет 329км.
Четвертая модель - седан С-класса Evolute i-Pro. Известно, что этот китайский автомобиль разрабатывался в тесном сотрудничестве со специалистами Peugeot и Citroen, а у себя на родине он закупается преимущественно таксопарками. Батарея на него будет ставиться та же, что на i-Joy, мощностью в 53 кВт, но поскольку седаны весят меньше и имеют меньшее лобовое сопротивление, чем кроссоверы и паркетники - этой батареи должно хватить на 400+ километров пробега с одной зарядки.
И наконец, пятая модель электрокара, которая будет производиться в России - это минивэн Evolute i-Van. С динамикой разгона тут всё хуже некуда (18 секунд до сотни), но минивены делают не для драгрейсинга. А запас хода для двухтонной машины - около 350 км с одной зарядки.
Всё бы хорошо с этими планами, если бы не странная история "Моторинвеста" с его долгами и банкротствами. Однако, "Моторинвест" - не единственная компания, которая готова собирать электрокары в России. Оборонный концерн "Алмаз-Антей" представил весьма неплохую модель электрического кроссовера E-Neva с запасом хода более 400 км. Первое представление публике модульной платформы, которая является основой электромобиля состоялось еще в 2021 году в Нижнем Новгороде, в 2022 году проект допилили уже до компактного кроссовера, на котором можно ездить. Осталось запустить это чудо техники в серию и вуаля - мы уже имеем не просто заимствованную китайскую модель с отвёрточной сборкой, а полностью российский электромобиль, созданный государственным российским предприятием.
Выпускать электрокары также планируют на КАМАЗе - уже разрабтана и протестирована модель электромобиля Кама-1, но в серию планируют запускать его улучшенную версию - Кама-2. Фоточек второй версии пока нет, планы КАМАЗа по производству этой модели более амбициозные - планировалось к 2030 году выпускать по 450 тысяч таких электромобилей в год, но это были первоначальные задумки с производством части электромобилей в Венгрии, в условиях нынешних санкций и спецопераций планы придётся серьёзно подкорректировать.
Так что, дорогие россияне, не теслой единой жив электромобильный мир, от мощного потенциального рынка электромобилей желают откусить свой кусок многие компании, так что будем следить за реализацией этих проектов. Ждать осталось недолго. Надеемся, что нам не выкатят "Оку" массой в полторы тонны, под завязку набитую свинцовыми аккумуляторами...
Не сообщается, батареи чьего производства будут использоваться в российских электромобилях. Если с "Моторинвестом" всё ясно - несмотря на наполеоновские планы по полной локализации производства, батарея скорее всего будет китайская, в моделях КАМАЗа - неизвестно (производители скромно умалчивают), но вот продукция концерна "Алмаз-Антей" обещает быть полностью российской. Ибо концерн изначально оборонный, а там нужно всё своё.
Читайте в других моих статьях о том, что в отсталой России "нет" самолётов, кораблей, дизелей, ракет, подлодок и собственного программного обеспечения.