Найти в Дзене
Трудный русский

Скотоводческие заговоры теленгитов

Все племена, основным родом деятельности которых было скотоводство (особенно кочевое), конечно, хотели бы, чтобы их стада увеличивались, а скот был здоровым и упитанным. С этой целью приходилось иной раз прибегать к магии. Скотоводческие заговоры существовали у всех народов, но сегодня мы рассмотрим только теленгитские заговоры (теленгиты – это тюркский народ, который иногда считают отдельным народом, иногда субэтносом алтайцев). Некоторые остатки такой магии сохраняются до наших дней, хотя, конечно, преимущественно среди очень пожилых людей.

Скотоводческие заговоры не предназначены для исполнения на фестивалях и праздниках. Их не должны слышать посторонние. По-хорошему, их вообще никто не должен слышать, кроме животного, в отношении которого проводится обряд.

Специальные заговоры исполняются, когда самки домашних животных отказываться кормить своих новорожденных детенышей, когда нужно, что самка признала своим чужого детеныша, когда требуется успокоить животное во время доения и в некоторых других случаях.

Заговоры представляют собой вокальные импровизации, которые по просьбе хозяйки скота исполняет кто-нибудь из ее старших родственниц – мать, свекровь, бабушка самой женщины или ее мужа.

Теленгиты считали: самка отказывается от кормления собственного детеныша потому, что ее принуждают к этому враждебные человеку духи. Один раз исполненный в отношении такой самки заговор имеет большую силу – она не только в этот раз начнет кормить детеныша, но больше никогда не будет бросать новорожденных.

Женщина обращается к самке с укорами и уговорами, просит принять детеныша, накормить новорожденного.

В отношения каждого вида скота в заговор включаются специальные звукосимволические слоги – «внеязыковые слова-символы», бытующие (или бытовавшие) у всех монгольских и тюркских народов:

тпро[у] – для овцы;

ча-чу – козы;

кӧу[у] – коровы и яка;

кру — лошади;

дÿÿш — верблюдицы.

Эти слова-символы периодически повторяются во время исполнения заговора. Вероятно, эти слоги – подражание звукам, которые самки разных животных произносят при общении со своими новорожденными.

Вокальное исполнение сопровождается ритуальным поглаживанием самки. Чтобы самка приняла свой приплод и начала вылизывать детеныша, его спинку, хвостик и под хвостиком мажут выдоенным у самки молозивом, смешанным с солью. В некоторых случаях новорожденного смазывают даже кровью матери (ее слегка ударяют по носу, чтобы вызвать кровотечение).

Сейчас зоопсихологи говорят, что успокаивающий эффект оказывают и мелодия, схожая с колыбельными песнями, и непрерывное пение, и знакомый рефрен, и поглаживания.

Вообще разных скотоводческих заговоров у теленгитов очень много, но расскажу еще только об одном. Его произносят с целью повышения эффективности процесса осеменения перед тем, как запустить барана-осеменителя в загон к овцам (и самого барана, и загон предварительно осыпают ячменем).

Заговор в переводе звучит так: «Как благословенно-благодатный шестигранный ячмень дает обильный урожай, такое же изобилие пусть будет! Подобны белым усикам ячменя шерстью пусть будут! Подобны красиво изогнутому новому месяцу рога пусть будут! Вскормленных твоих детей много пусть будет! Пищу добывать легких способов много у тебя пусть будет!»

Красивый заговор...

Другие статьи канала

Загадки алтайского языка

Манихейские тюркские рукописи

#народы россии #тюркские языки #фольклор