Патологическая физиология. Предмет интересный, но достаточно сложный для понимания, и не у всех студентов получается его изучать. Очевидно, когда тебе двадцать лет, хочется жить и радоваться жизни, а не слушать рассказы о воспалении и гипоксиях. Я сам, относительно недавно, сменил статус студента на статус преподавателя, и от того пока могу разговаривать с моими учениками на одном языке. Вероятно, не всегда и не со всеми, однако, хочется верить, что для кого-то я сделал изучение патологической физиологии проще и понятнее, а кому-то, возможно, и вовсе сберег психическое здоровье.
Мне отлично вспоминается, как я сам учился на третьем курсе и сколько сил и нервов потратил на то, чтобы балансировать между запредельными требованиями преподавателей и тоннами сложной информации, свалившейся на голову. Память об этом позволяет мне: не отыгрывать на студентах собственные принципы; объяснять и спрашивать свой предмет, видя в учениках разносторонних личностей; не создавать им дополнительных необоснованных преград в, и без того, тяжелом процессе учебы. Уверен, психического насилия юным умам вполне хватит и на других кафедрах.
Вероятно, психические травмы, нанесенные студентам школой и родительским воспитанием, заслуживают отдельной статьи. Здесь же я хочу поделиться тем путем, который провел меня от ученической парты до преподавательского стола.
Истоки
Учить, передавать знания, радоваться успехам учеников и переживать их неудачи – ни с чем не сравнимый источник эмоций. Моя мама учитель начальных классов, она полжизни отдала преподавательской и педагогической работе. Дома я всегда видел, как она готовится к каждому занятию, тонко и кропотливо налаживая учебный процесс. Тогда мне казалось это настолько сложным, что вряд ли я по своей воле пошел бы по ее стопам. Однако уже в старших классах я начал вести мастер-классы для волонтеров и впервые почувствовал кайф преподавания.
Позже выяснилось, что моя бабушка в прошлом была учителем, папа, хоть и совсем чуть-чуть, но преподавал в музыкальной школе, а теперь и сестра тоже полезла в педагогику. Короче говоря, династия. Каким ветром меня занесло в медицинский?
Развилка на маршруте
Поступление, учеба в медицинском, государственная аттестация, аккредитация. В общем и целом, на этом этапе было все, как у всех, однако в конце шестого курса я вышел на ментальную развилку, на которой стояли два стула пришлось делать выбор. Наработавшись в приемном отделении и познав всю боль экстренной медицины, продолжать, свой путь в общественном здравоохранении я не хотел, от слова совсем. Все мои однокурсники собирались идти в ординатуру. Я же решил остаться в науке и посвятить жизнь тому, от чего получал удовольствие, а потому, получив заветный диплом, сдуру унес его в отдел аспирантуры и подал заявление на обучение. Благо к шестому курсу я уже плотно занимался научными разработками на кафедре патологической физиологии и иммунологии и имел за спиной пяток международных статей и пару грантов РНФ и РФФИ. Преподавать я начал уже на втором году аспирантуры, занимаюсь этим по сей день.
Путь самурая
В отличии от школы, учебный процесс для преподавателя в ВУЗе не основная цель и не смысл его существования. На кафедрах в медицинском работают научно-педагогические кадры, которые в первую очередь научные, и лишь потом педагогические. Однако, возможно, у некоторых преподавателей с возрастом и стажем эта очередность несколько меняется.
Я не шел учиться на преподавателя специально, но мне очень нравится, что мое образование и диплом позволяют мне это делать. Позволяют мне, как профессионалу, не только сидеть в лаборатории над предметными стеклами, но и делиться накопленными и вновь получаемыми знаниями со студентами. Из всего этого получается, что маршрут к преподаванию, как путь самурая, не имеет конечной точки, являясь при этом неотъемлемым компонентом становления человека в науке.
К слову не все преподаватели в медицинском – «настоящие» преподаватели. На клинических кафедрах, иногда, занятия нашей группы вели ассистенты кафедры, ординаторы и прочие личности, не имевшие за плечами ни научного ни педагогического образования. Как такое возможно? Не знаю. Благо в академическом звене медицинского образования такое не прокатит.
Итог
Преподавателем в медицинском ВУЗе может стать каждый, кто будет готов пройти путь длинной в 6 лет специалитета и 3 года аспирантуры сверху. Путь этот сложен и тернист, но открывает впереди горизонты невиданной ширины.
Ошибившись в выборе профессии врача, мне повезло вывернуться из ситуации, найдя к ней надстройку в виде науки и преподавания. При этом я ни в коем случае не жалею о, полученном мною, медицинском образовании. Однако лучше я буду передавать его студентам в аудитории, чем растрачивать в говно-палочном круговороте общественной медицины.
Иногда, я думаю правильный ли выбор я сделал? Не знаю, но зато мама теперь тоже поздравляет меня с днем учителя.
Секунов А.В.