Найти тему
Надюшка-путешественница

"Каспийский монстр"на пенсии: секретный советский боевой корабль-самолет нашел последнее пристанище в дагестанском Дербенте

Оглавление
@zenmag
@zenmag

Древний дагестанский Дербент известен не только своей монументальной крепостью Нарын-Кала и узкими улочками старинных магалов. Туристы, приезжающие в этот самый южный город России последние пару лет, стараются обязательно попасть на заброшенный пляж, находящийся в паре десятков километров от города, чтобы своими глазами увидеть "чудо-юдо" советского самолетостроения - экраноплан "Лунь", который на закате СССР рассматривался как перспективное оружие будущего, а сейчас пребывает "на пенсии"... Решили и мы увидеть этого "Каспийского монстра" и махнули в один из дней нашего дагестанского путешествия из Махачкалы в Дербент.

Рано утром приехали на ж/д вокзал в Махачкале, рядом с которым возвышается памятник известному дагестанскому борцу за советскую власть Магомеду Дахадаеву, чей псевдоним - Махач - дал современное название городу, называвшемуся раньше в честь побывавшего когда-то здесь Петра I - Петровское, потом Петровск или Порт Петровск.

-2

На большом современном ж/д вокзале Махачкалы есть кассовый зал, но можете туда даже не соваться, а сразу садиться в электричку, направляющуюся в Дербент, ведь обилечивает пассажиров кондуктор уже во время поездки, прямо в вагоне.

-3

Ходят электрички в Дербент не часто - 3-4 раза в день - и самая удобная из них для однодневной "вылазки" в этот древний город выезжает из столицы Дагестана в 8-30 утра. В Дербенте вы будете уже в 10-33 и до обратного рейса в Махачкалу - в 16-40 - у вас будет достаточно времени, чтобы не только ознакомиться с историческими достопримечательностями города, но и сгонять по-быстрому к знаменитому экраноплану "Лунь".

Поездка на местной электричке по маршруту Махачкала-Дербент - это маленькое путешествие длиною часа в 2 с небольшим: пока добираетесь до конечной точки, из окна вагона можно полюбоваться дикими каспийскими пляжами,

-4

и увидеть курортный Избербаш, куда в этом году вереницей потянулись россияне, осваивать каспийское побережье.

-5

Выходите на ж/д вокзале в Дербенте, колоритное здание которого было построено в 1900 году,

-6

и вас буквально у вагона встречает целая армия таксистов, страждущих отвезти вас, куда вашей душе угодно... Но не стоит сразу соглашаться на их сладкоголосые призывы:). Идите на привокзальную площадь и там, выбрав понравившегося вам таксиста, немного поторгуйтесь.
При составлении маршрута по Дербенту, логичнее сначала съездить от ж/д вокзала в пригород, посмотреть знаменитый "Лунь", а уж потом окунуться с головой в древние кварталы города и прогуляться по его крепости Нарын-Кала.

Мы договорились с таксистом проехаться по маршруту ж/д вокзал Дербента - экраноплан "Лунь" - крепость Нарын-Кала за 500 рублей. Можно было найти на вокзале пару, желающую проехаться в том же направлении, тогда поездка вам обошлась бы в 250 рублей за двоих.

Ехали мы до секретного пляжа, где распожен "Лунь" минут 20-30, хотя до него всего-то 20 км, но пробки в городе днем постоянные, поэтому рассчитывайте свое время, чтобы успеть и рыбку съесть экраноплан посмотреть и в крепость попасть до обратной электрички в Махачкалу.

-7

Таксист остановился прямо у края пляжа, на котором расположен знаменитый ракетоносец. Здесь планируют открыть в 2023 году огромный парк "Патриот", главным экспонатом которого должен стать "Лунь", поэтому уже сейчас территория вокруг него огорожена забором, но проход к "каспийскому монстру" пока еще есть... Может так статься, что, когда вы приедете в Дербент и соберетесь сюда, то доступ для туристов будет уже полностью закрыт. Так что лучше сразу уточняйте у местных жителей, стоит ли ехать к "Луню" или вы туда уже не попадете...

Так что же за чудо дивное - этот экраноплан, чем он так притягивает к себе тысячи туристов, приезжающих в Дагестан?

История советского экраноплана-ракетоносца «Лунь» началась еще в 60-е годы XX века, когда советские разработчики военной техники проводили испытания первых опытных образцов экранопланов проекта 902 на Каспийском море. Иностранные ученые активно вели наблюдение за ними с помощью спутников. Когда они увидели на море судно, похожее на самолет, то не могли сразу понять, в чем дело: вроде бы на море передвигается - значит, все-таки судно, но скорость 500 км в час и крылья есть... Такого просто не может быть. Позже на крыле они увидели аббревиатуру КМ, что означало "корабль-макет", у первого экраноплана на тот момент даже названия еще не было, но иностранцы расшифровали ее как "Каспийский монстр"... Первый советский экраноплан из проекта 902, тот самый "Каспийский монстр", через какое-то время утонул при испытаниях и сейчас находится на дне Каспийского моря.

Годами позже именно КМ послужил основой для разработки и создания экраноплана-ракетоносца "Лунь" следующего поколения проекта 903, которая велась в 70-х годах группой инженеров в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева. С тех пор за "Лунем" так и закрепилось ошибочно прозвище "Каспийский монстр", принадлежавшее ранее экраноплану другой серии.

-8

Удивительный корабль-самолет был построен в 1980-х годах на опытном заводе «Волга» в городе Горьком, нынешнем Нижнем Новгороде, и около 10 лет числился в 236 дивизионе экранопланов Каспийской флотилии, находясь в Каспийске.
"Лунь" в свое время был уникальным изобретением, ничего подобного в мире не было. Его габариты потрясают воображение: размах его крыла – 44 метра, длина – 73,8, а взлетная масса – 380 тонн! Для того, чтобы беспрепятственно "припарковать" его, нужно было целое футбольное поле!
Весит пустой экраноплан 243 тонны, а при максимальной нагрузке - 380 тонн. Для уничтожения кораблей противника «Лунь» был оснащен ракетными пусковыми установками и авиационными пушками.
Он предназначался для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 000 тонн. Несмотря на огромные размеры, для управления аппаратом нужно было всего 10 человек экипажа. Благодаря тому что экраноплан во время движения поднимался на 2,5–3 метра над водой, практически летел, только немного соприкасаясь с ней, он мог развивать скорость до 500 км в час!

-9

Как говорят специалисты:

"На тот момент полный ход всех морских судов составлял не более 100 км в час. Разница была колоссальная, это и давало экраноплану преимущество: он мог подлететь к объекту на расстояние выстрела, отстреляться и улететь. Кроме того, то, что он находился в нескольких метрах от воды, делало его максимально незаметным".

Всего планировалось построить восемь экранопланов, но в 1991 году СССР распался, и работы по строительству суперсекретного оружия были фактически остановлены. На тот момент успели сделать три уникальных корабля-самолета, но только "Лунь" стал единственным полностью доработанным аппаратом, сохранившимся до наших дней.
Он никогда не участвовал в военных операциях, а был своего рода конструкторской лабораторией: члены экипажа проводили испытания "Луня", собирали данные и модернизировали его до тех пор, пока проект не был полностью закрыт.

С начала 90-х бесхозный "Лунь" находился на военном объекте – заводе "Дагдизель". Это и спасло уникальное изобретение от местных мародеров: предприятие было режимным, на его территорию невозможно было попасть, так и ржавел там экраноплан на стапелях несколько десятилетий.

-10

Вспомнили об этом уникальном советском изобретении, только тогда, когда в России начали возводить парки «Патриот», один из которых планировалось построить в Дагестане. Летом 2020 года "Лунь" транспортировали на место строительства парка - на один из диких пляжей под Дербентом.

Чтобы переместить это многотонную махину из Каспийска в Дербент, пришлось затратить массу усилий и немало времени. В транспортировке был задействован Каспийский флот: несколько кораблей медленно буксировали экраноплан несколько дней.

-11

Специалисты, занимавшиеся этим непростым делом, рассказывают:

"Сама операция по перевозке была очень сложной, потому что это невероятные размеры и вес. Экраноплан буксировали несколько кораблей Каспийской флотилии, безопасность обеспечивали суда береговой охраны.
На такую транспортировку потратили не одни сутки. После того, как его отбуксировали к побережью, начали решать не менее сложный вопрос: как вытянуть агрегат на берег - корабли оставили экраноплан в нескольких сотнях метров от пляжа на мели и ушли. Далее приняли решение тянуть машину к суше с помощью 200–300-метровых тросов, которые были привязаны к тракторам. Но перед этим корабль-самолет поднимали на специальные понтоны, которые раздували с помощью компрессора. За счет большого количества воздуха его приподнимали со дна и затаскивали на берег. Такой алгоритм нужно было повторять несколько раз в день. В удачные дни можно было приблизить экраноплан к суше на 5–10 сантиметров".

-12

Сейчас "Каспийский монстр" полностью находится на суше на большом песчаном пляже. Для него изготавливают бетонный постамент, на котором он будет стоять в самом центре нового парка "Патриот".

-13

Туристы пока свободно проходят к месту последней "парковки" "Луня". Чтобы обойти его со всех сторон и рассмотреть подробнее все его детали, требуется немало времени.

-14

Можно пройтись под его гигантским брюхом, напоминающем остов корабля,

-15

или под его крылом необъятных размеров,

-16

и рассмотреть в деталях ракетоносные установки.

-17

Смотришь на это чудо техники и, действительно, сложно понять, самолет это или летучий корабль с гигантскими крыльями и хвостом?

-18

В общем, впечатлил этот "Каспийский монстр" даже меня, человека, не очень-то интересующегося военной техникой:).

Радует, что единственный экземпляр уникального советского супероружия все-таки уцелел и его ждет прекрасная жизнь "на пенсии": экраноплан "Лунь" станет центральным экспонатом дагестанского парка "Патриот", который, будем надеяться, действительно, откроют уже в будущем году. А пока, если вы собираетесь посетить Дагестан - поторопитесь, может быть успеете увидеть его, гордо стоящим в одиночестве на огромном каспийском пляже.

-19
А вы уже бывали в Дагестане? Понравилось ли вам в этой кавказской республике?

Что еще интересного можно увидеть в Дербенте и в Дагестане в целом, читайте здесь.

Для тех, кто планирует свои поездки самостоятельно специально для вас, ловите ПРОМОКОДЫ:

- 10% скидка на любую экскурсию от Tripster с 28.10.2022 по 10.11.2022 по промокоду: TRIPSTERNOVEMBER

  • на 1000 рублей - PERF2022. Бронируйте жилье для своих путешествий на Суточно.ру до 31.10 и получите скидку!
  • на 10% до 31.10 от Яндекс.Путешествия - здесь можно забронировать не только отель, но и авиабилеты, и билеты на поезда и автобусы: - PERFL-G28OV
  • "Островок.ру" - здесь отличный выбор отелей как за границей, так и в России, не хуже, чем у Booking,
  • Hotellook.ru - сервис, позволяющий находить и сравнивать цены на отели в России, предоставляемые ведущими системами бронирования,
  • Bronevik.com - национальная система бронирования отелей, которая сейчас, в отсутствии иностранных конкурентов, выходит на передовые позиции, предлагая потрясающие цены,
  • Яндекс.Путешествия - здесь можно забронировать не только отель, но и авиабилеты, и билеты на поезда и автобусы,
  • Суточно.ру - крупнейший российский агрегатор краткосрочной аренды жилья, предлагающий более 75 тысяч вариантов квартир, домов, комнат и коттеджей в более чем 500 городах России
  • TVIL.RU - российский сервис бронирования отелей, квартир, домов и баз отдыха в 1217 городах России, Абхазии и Белоруссии.
  • авиабилеты мы чаще всего покупаем Aviasales - тут всегда можно найти достаточно приемлемые варианты по выгодной цене.
  • выгодную туристическую страховку выбираем на Cherehapa.ru
  • а на Tripster.ru или Sputnik8.com вы можете найти потрясающие экскурсии.

Ну а для тех, кто любит организованный отдых:

  • на популярных онлайн-агрегаторах пакетных туров Level.Travel и Travelata можно купить готовые туры по цене, порой даже ниже, чем у туроператора. Они агрегируют абсолютно все туры российских туроператоров, что позволяет удобно их сравнивать по цене и наполнению и выбирать лучшие турпакеты на свой вкус!

Ставьте 👍 - это поможет продвижению моего канала!
Подпишитесь на 
"Надюшка -путешественница", чтобы видеть еще больше полезных статей.