Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

История московских улиц. Первая официальная улица и путеводитель по городу

Во времена Древней Руси в Москве не было улиц, а когда они появились — имена им стали давать местные жители: в честь особенностей местности. Названия настолько приживались, что даже после царских указов о переименовании люди не переставали их использовать. В материале портала «Культура.РФ» рассказываем об истории, которая скрывается за привычными названиями.

Федор Алексеев. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве. 1811. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Федор Алексеев. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве. 1811. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Считается, что первая московская улица, которая попала в хроники, называлась Великой. О ней сохранилось упоминание в летописи 1468 года. На тот момент это была самая широкая улица Москвы. Позже город рос и название стало менее актуальным, а потом и забылось.

Великая располагалась на территории современного Зарядья. Улица, по мнению археологов, вела от Кремля к берегам Москвы-реки и была частью Владимирской дороги (ее также называли Великой Владимирской дорогой). По этой улице, как предполагают историки, шли торговать в ближайшие города.

Великая одной из первых была замощена деревом и просуществовала до XV века, пока ее не ликвидировали, когда перестраивали центр Москвы. Позже на месте улицы вплоть до середины XX века находился Мокринский переулок, названный так в честь церкви Николы Мокрого.

Аполлинарий Васнецов. Лубяной торг на Трубе. XVII век. 1926. Музей истории и реконструкции Москвы, Москва
Аполлинарий Васнецов. Лубяной торг на Трубе. XVII век. 1926. Музей истории и реконструкции Москвы, Москва

Москва росла, и вместе с ней увеличивалось количество улиц. Упоминания о них стали появляться в книгах. Иностранные путешественники, побывавшие в Москве, обращали внимание на широкие улицы — по контрасту с тесными европейскими.

Польский географ Матвей Меховский в 1521 году писал, что «в Москве много улиц, и где одна улица кончается, там не тотчас же начинается другая, а лежит промежутком поле», а шведский дипломат Петр Перей в 1608 году удивлялся: «Везде большие и широкие улицы, так что могут ехать четыре телеги рядом. В дождик бывает такая грязь и слякоть, что никому нельзя выйти без сапог, оттого-то большая часть их главных улиц имеет деревянную мостовую».

Еще один путешественник, Эрколе Зани, автор книги «Известие о путешествии в Московию», в 1672 году указывал, что московские улицы «широки и прямы; много обширных площадей; вымощены они толстыми, круглыми сплошными бревнами и укатываются санями, кои ездят по ним во множестве».

Изидор Вейс. Владимирские (Никольские) ворота Китай-города и церковь Владимирской Божьей Матери. 1840-1850-е. Изображение: wikipedia.org
Изидор Вейс. Владимирские (Никольские) ворота Китай-города и церковь Владимирской Божьей Матери. 1840-1850-е. Изображение: wikipedia.org

Сохранился первый путеводитель «Описание Императорского столичного города». Его автор, писатель Василий Рубан, сообщал, что в конце XVIII века Москва насчитывала 114 больших улиц шириной 8 саженей (14,5 метра) и 463 переулка шириной 4 сажени (7,3 метра).

Названия в то время были в основном только у крупных улиц и нескольких прилегающих к ним переулков, небольшие же оставались безымянными. Системы адресов не было, а местонахождение важных объектов обозначали примерно так: дом Ямской конторы — «в Китае близ живого рыбного ряда», канцелярия Московского батальона — «в белом городе между Рождественки и Сретенки».

Автор: Мария Соловьёва

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц