Найти тему

Танец помог мне не сойти с ума: интервью с Анастасией Щировской (II часть)

(Первую часть см. здесь).

Qvarta Roma: Тася, ты сказала, что в ранние Стёпины годы ты питала иллюзии, что с его здоровьем всё наладится. Когда эти иллюзии ушли?

Анастасия: Когда Степаше исполнилось десять лет, у него резко ухудшилось поведение, и он начал очень сильно кричать. Наверное, сказать «очень сильно» – это ничего не сказать. Это был настоящий ужас, который со временем только нарастал. Он мог кричать по нескольку часов кряду, и приходилось ему давать успокоительные таблетки, чтобы снимать возбуждение. Мы понимали, что это нагрузка на печень и почки, поэтому давали не сразу и неохотно, но потом сдались.

Это был переломный момент, в который лично мне пришлось обратиться к психотерапии. Танец и психотерапия помогли мне в этой ситуации не сойти с ума. Причём танец оказался даже более эффективным, хотя психотерапию я очень люблю и даже как студент прошла две ступени гештальта. Дальше в этом направлении я двигаться не могла, потому что тупо не было времени – все работали, и никто не мог оставаться со Стёпой; невозможно было выделить время, чтобы пройти необходимые часы учебной программы.

А для танцев достаточно было выходных дней плюс немного времени в будни, когда я могла позволить себе домашнее репетиции. Кстати, это был тот вид деятельности, который Стёпа почему-то принял. Каждый день в час дня он садился на диванчик и ждал, когда я начну танцевать. Даже когда мне этого не хотелось, я шла и репетировала ради него, и это меня очень дисциплинировало.

Qvarta Roma: То есть Стёпа был твоим поклонником.

Анастасия: Конечно. Именно его участие в этом деле и помогло мне сделать выбор. Но прошли годы, и этот интерес стал у него угасать. Более того, у него какие-то реакции начались, причём не на репетицию, а скорее на музыку. И тогда я стала снимать зал и ходить туда. Я часто задавала себе вопрос: «А действительно ли танец – это правильный выбор?» И понимаю, что ответ – стопроцентное «да». Просто в какой-то момент наши со Стёпкой желания совпали, и это было здорово.

Как бы ни было трудно, но до 18 лет всё-таки было хоть как-то терпимо. Но потом всё стало резко ломаться, и понятно, почему: появились мужские гормоны, они очень агрессивны по отношению к здоровью подрастающего мужчины. Даже обычному парню сложно с этим справиться, а при таких тяжёлых патологиях здоровья и вовсе невозможно. После восемнадцати мы прожили ещё почти три с половиной года. 27 ноября 2021 года Стёпочки не стало.

Стёпа – молодой человек. Сейчас его портрет стоит на полке вместе с игрушками
Стёпа – молодой человек. Сейчас его портрет стоит на полке вместе с игрушками

Qvarta Roma: Это очень печальная история, и многие из нас за ней много лет следили. Ты ведь открыто обо всём этом писала. Ничего не скрывала и делилась не только своими чувствами с друзьями, но и опытом с товарищами по несчастью. Причём ты не просто писала тексты в соцсетях – ты создавала настоящую литературу, которой зачитывались даже изощрённые интеллектуалы. Хочу здесь вспомнить твоё стихотворение «Танец огневой», написанное 14 июля 2017 год. Очевидно, что родилось оно в какой-то трудный момент.

Где была тоска,
Там теперь огонь.
Где стояла смерть,
Теперь найден клад.
Где течёт река,
К ней стремится конь.
Кто там на пути?
Отправляйся в ад!

Отбивай, вбивай
В сыру землю страх,
Пусть познает гнев
Мать сыра земля!
Каблуки стучат,
И сердца звучат,
Кто там на пути?
Отправляйся в ад!

Где была тоска,
Там теперь огонь.
Прожигай и жги,
Что постыло – прочь!
И взметнётся ввысь
Танец огневой,
Очищая всё,
Озаряя ночь.

Что тут скажешь? Браво!

Иллюстрация: Fire by igreeny
Иллюстрация: Fire by igreeny

Анастасия: У меня масса всяких-разных увлечений, но танцы и тексты – это то, к чему я всегда возвращаюсь. Без танцев я вообще не могу: если я пару дней не танцую, то всё, я уже не человек. И ещё в одно время я занималась «аутентичным движением» – это такое очень интересное творческое направление, когда у тебя в движении возникают какие-то образы, всё это удивительным образом переплетается, ты глубоко это переживаешь и в это время с тобой происходит что-то особенное. У меня из этого даже несколько стихотворений родилось. Они не всегда нравятся читателям, но они очень точно отражают моё состояние. Вот, например, новелла-реквием «Рождение Солнца». Я никогда не показывала его, не выходила с этим на публику, ранее не публиковала, ведь это слишком личное. А стихотворение – вот оно.

В этом мире, где сумерки над головой,
Крики птиц и животных... туман... тишина
и бездна не видит бездну.
Я с тобой, моё дорогое дитя, я с тобой,
Я держу тебя прямо у сердца.

Моё ласковое солнце, ты умещаешься в моих ладонях,
Ты согреваешь меня, ты растёшь с каждым часом,
Питаемый молоком моего сердца и теплом моей груди.
В тебе умещается целая вселенная,
Только ты ещё не знаешь об этом...
Ты моя любовь, моё творение.
Ты стал таким большим, и мне хочется поднять тебя всё выше,
Чтобы все видели тебя... У меня уже не хватает рук.

Ты стал таким большим, что уже всё можешь сам,
Только ещё не знаешь об этом.
А я не могу расстаться с тобой, поднимаю всё выше и выше.
Не хватает рук... Не хватает сил... Невозможно стало удерживать тебя.
Ты стал огромен и ярок, твой свет слепит меня, огонь обжигает.
Лети, мой милый... Я отпускаю.
Одиноко и грустно. Я слежу за тобой, за твоей небесной колесницей,
Вспоминая, как мы были частью одной души и смыслом одного тела.
Как такое могло случиться?
Я иду вслед за тобой, мне тебя не догнать, ты слишком далеко.
Ты слишком далеко.

Мы такие разные: как я могла носить тебя под сердцем и родить тебя?
Между нами теперь целый мир.
Огромный радостный, манящий мир.

Я перестаю бежать за тобой. У меня есть своя судьба.
Я приникаю к земле, пью её соки, купаюсь в твоих лучах, моё солнце,
Набираюсь тепла, прорастаю цветком.
Каждый лепесток моей радостной и недолговечной жизни
Источает тепло и аромат.
Каждый его стебель такой хрупкий и живой, полон нежности.
И я рада дарить.
Во мне много любви, и я хочу раздать её тем, кому она нужна.
Это мой дар любви.
Там и музыка есть, танец, рожденный из глубины.

Qvarta Roma: Огромное спасибо тебе за доверие и возможность опубликовать это стихотворение впервые. Я всё-таки надеюсь, что из этой невероятной вещи когда-то родится танец. Действительно, импровизация про себя – это потрясающе полезное занятие, которое не только погружает тебя в музыку, но и развивает твой внутренний мир. Но тут хочется спуститься с небес на землю: эмоциональное состояние – это одно, а техника – совсем другое. Где ты осваивала именно танцевальное ремесло?

Анастасия: Всё началось с фитнес-клуба больше 10 лет назад, того самого клуба, где я худела. Однажды я проходила мимо зала и увидела сквозь открытую дверь, как женщины там занимаются восточным танцем. И увидела их учительницу – ой, какая она была красивая и тоненькая! Я была в таком восхищении, что просто не могла оторвать взгляд. И поняла, что только туда я должна ходить, и пошла. Занималась я с упоением и училась очень быстро. Но вскоре эта прекрасная девушка перестала работать в клубе. Появилась другая, но это было уже не то. Я решила поискать школу танцев и занялась восточным танцем, на деле египетским фольклорным. Научилась махать палочкой и целый год прозанималась в этой школе. Но потом был какой-то фестиваль с египетскими звёздами, и нас выпихнули на сцену. Для меня это было явно чересчур, и я перестала там заниматься.

Стала искать дальше, перебирать разные направления: фламенко, латину, ещё какие-то, но потом набрела на цыганские танцы. Это показалось для меня очень лёгким делом, к тому же было так весело. И дело пошло. Довольно долго это было просто развлечением, а потом начались выступления на фестивалях, и я поняла, что мне надо бы подучиться. Я начала заниматься у Зифы Архинчеевой, и оказалось, что цыганский танец не такой уж лёгкий. Зифа стала моим первым педагогом по цыганскому танцу, который очень хорошо всё объяснял и показывал. Так что у неё я получила базу. И даже начала преподавать в «Амрите» в цыганской группе для начинающих. Там-то и стало понятно, чего мне по-настоящему недостаёт: техники, чувства ритма, хореографической лексики и т.д., и т.п.

Земфира Архинчеева
Земфира Архинчеева

Поэтому я пошла учиться к Александру Абрамовичу Рубенчику. Сначала мы занимались в индивидуальном порядке, поставили для меня «Венгерку» и таборный танец «Машенька», а потом я включилась в группу. Я очень благодарна моим педагогам из школы-студии «Монисто» за бесценные знания и танцевальный опыт, который я там получила. Благодарна Александру Абрамовичу за яркую хореографическую мысль, танцевальные идеи, за педагогическую внимательность. Благодарна Патрине за то, что она показала недостижимый образец движений, идеал, к которому нужно стремиться.

Александр Рубенчик и Патрина Рубенчик-Оглу
Александр Рубенчик и Патрина Рубенчик-Оглу

Благодарна Руслану Румянцеву за музыкальную грамоту и возможность танцевать под живую музыку.

Руслан Румянцев
Руслан Румянцев

#анастасия щировская #зифа архинчеева #александр рубенчик #патрина рубенчик оглу #руслан румянцев #qvarta roma #кварта рома #синдром лоу #поэтическая новелла