Найти в Дзене

Дети интернатов: кто они и почему там оказались?

Как россияне относятся к детям, выросшим в интернатных учреждениях? Почему ребенок оказывается в интернате? Как можно помочь этим детям? В рамках совместного pro bono проекта с Фондом «ДетскиеДомики» ВЦИОМ провел всероссийский опрос об отношении к детям, воспитывающимся в интернатных учреждениях, и готовности помогать им. Результаты исследования прокомментировала директор благотворительного фонда «ДетскиеДомики» Светлана Розанова. Почти половина наших сограждан лично знают людей, которые воспитывались в интернатных учреждениях. Если честно, нас поразил этот показатель. Дело в том, что раньше тему детей в интернатах старались максимально избегать, особенно в советские годы. Вырасти в детском доме или воспитываться в интернате было, по сути, плохим признаком, маркером какой-то особой негодности, и эта стигматизация сохранялась долгие годы. Но последние 10-15 лет мы видим совершенно другое отношение к детям, которые воспитываются в интернатной системе, широкая общественность в большей ст

Как россияне относятся к детям, выросшим в интернатных учреждениях? Почему ребенок оказывается в интернате? Как можно помочь этим детям? В рамках совместного pro bono проекта с Фондом «ДетскиеДомики» ВЦИОМ провел всероссийский опрос об отношении к детям, воспитывающимся в интернатных учреждениях, и готовности помогать им. Результаты исследования прокомментировала директор благотворительного фонда «ДетскиеДомики» Светлана Розанова.

Почти половина наших сограждан лично знают людей, которые воспитывались в интернатных учреждениях. Если честно, нас поразил этот показатель. Дело в том, что раньше тему детей в интернатах старались максимально избегать, особенно в советские годы. Вырасти в детском доме или воспитываться в интернате было, по сути, плохим признаком, маркером какой-то особой негодности, и эта стигматизация сохранялась долгие годы. Но последние 10-15 лет мы видим совершенно другое отношение к детям, которые воспитываются в интернатной системе, широкая общественность в большей степени признает важность помощи детям интернатов.

Итак, что россияне знают о детях в интернатных учреждениях? 88% — что есть дети, которые имеют родителей, но живут в интернатах. 30% респондентов считают, что основная причина пребывания ребенка в интернате — угроза со стороны родителей. Дети не по этой причине попадают в интернат. Более половины ребят, которые воспитываются в интернатной системе Российской Федерации, обучаются в коррекционных школах-интернатах со специальным образованием для детей с особенностями развития, где есть профессиональное дефектологи, логопеды, специалисты, которые помогают детям с ограниченными возможностями здоровья осваивать общеобразовательную программу. В социальные учреждения, конечно же, попадают дети, которых временно изымают из семьи в связи с угрозой, исходящей именно от нее. Но здесь речь не об интернатной системе, а о временном помещении ребенка в социальное учреждение.

Об НКО россияне отозвались исключительно положительно: почти 90% респондентов высоко оценивают их роль. Деятельность некоммерческих организаций важна и в плане социализации детей, и в профориентации, то есть в тех сферах, которые не входят в необходимый минимум, обеспечиваемый государством (крыша над головой, питание, минимальное лечение, воспитание по расписанию кружковой деятельности, школа, которую предполагает наша система образования). Один из важнейших моментов — это роль волонтеров, значимых для ребенка взрослых, которые могут о нем заботиться. Люди, приходящие и занимающиеся с детьми в интернатах, — это и моральная поддержка, подбадривание, и позитивный пример. Когда эта помощь систематизирована, сам волонтер проверен, есть документальное оформление, — это лучшая поддержка, которую может получить интернат в помощь ребенку. Конечно, мы выступаем за развитие волонтерства, за то, чтобы люди помогали детям в интернатах, в том числе личным участием.

А как же себе представляют помощь россияне? 77% респондентов не доводилось за последние два года участвовать в благотворительной деятельности в пользу детей. Это объяснимо: все внимание было приковано к пандемии, помощь была необходима всем слоям населения. Разумеется, дети в интернатной системе не голодали, все работало, как и прежде, но сами учреждения были закрыты для посещения, даже волонтерами. Повестка сменилась на пандемические волонтерские акции, и за последние два года помощь детям в интернатах снизилась, мы это видим и на примере нашего фонда, и на примере фондов, с которыми дружим.

Тем не менее 22% все же оказывали помощь в этот период: чаще всего в виде денег, детской одежды, игрушек. Кто-то выступал и в роли волонтера. В инернатах всегда есть запрос на помощь «руками»: субботники на территории детских учреждений, ремонт и т.д.

И данные опроса, и наш опыт показывают, что активность регионов России в части помощи примерно одинаковая. Где-то цифры чуть ниже (в Приволжском федеральном округе), где-то выше (в Северо-Кавказском федеральном округе), но тем не менее помогают все без исключения.

67% россиян выразили готовность помогать. Скорее всего, для половины ответивших так людей это только социально одобряемый ответ: здорово быть хорошим и помогать другим. Но часть из них действительно помогают — готовы отдавать детскую одежду, игрушки, это то, что понятно и проще всего сделать. Мы, конечно, удивились категоричности 31%, которые не готовы помогать в принципе. Обычно, по практике нашего фонда, этот процент меньше. Если к людям обращаться — они помогают. Еще нас удивило, что мужчины готовы помогать чаще, чем женщины. Пока мы не знаем, как это комментировать.

И, конечно же, главное, ради чего мы проводили исследование: для нас было очень важно узнать, относятся ли одинаково к сиротам и к детям, имеющим родителей, но живущим в интернатных учреждениях. Практически 80% ответили, что разницы нет — всем детям надо помогать. И мы полностью с этим согласны.