Не буду скрывать: в своё путешествие по Узбекистану я ехала с некоторой опаской. Дело в том, что отправилась я туда в начале апреля этого года. Тогда прошло совсем немного времени после начала спецоперации и было не совсем понятно, что происходит в мире. Да и во многих странах отношение к русским резко изменилось в худшую сторону.
Поэтому вопросы местных о том, откуда я приехала, вводили меня в замешательство. Но врать не хотелось. Поэтому честно отвечала, что из России. И реакция местных меня сильно удивила. Давайте просто расскажу несколько историй, которые произошли со мной.
Как-то утром я гуляла по Бухаре и заметила колоритную местную пекарню. Через окна было видно, что внутри кипит работа, двери были открыты, но входить прямо внутрь цеха было как-то не очень вежливо. Поэтому я просто решила сфотографировать пекарню снаружи.
Один из работников заметил это и тут же подошел ко мне. Естественно, первым вопросом было: "Откуда ты?" Честно отвечаю, что из Москвы. Дальше начинается: "А из какого района?" Рассказываю, где живу. И выясняется, что мой собеседник 10 лет жил в соседнем доме. Мы обсудили застройку района, местные магазинчики и парочку локальных запоминающихся персонажей. После этого я получила приглашение свободно снимать в цехах пекарни.
Другая ситуация произошла с моей знакомой. Мы путешествовали вместе и вечером пошли гулять по Хиве. В какой-то момент мы немного разминулись. Я фотографировала людей на улицах, а она пошла в старую часть крепости, где живут обычные жители. И оказалось, что пока она фотографировала местных ребятишек, у неё завязался разговор с одной женщиной и та пригласила её в дом на чашку чая. Вот так всё просто.
И ещё один разговор - с местным молодым парнем. Перед отъездом из Бухары я пошла прогуляться по городу. Бегала немного "в мыле": было очень жарко, плюс, я хотела много чего успеть. И вот когда я остановилась, чтобы сделать пару кадров одной из мечетей, со мной заговорил молодой парень: "Ой, а вы наверное откуда-то из Сибири?" - "Почему из Сибири?" - "Ну, обычно так от нашей жары краснеют те, кто в холодных регионах живёт".
Смеюсь и рассказываю, что у меня дедушка из Сибири, а живу я в Москве. Мой собеседник не проживал в Москве в соседнем доме, но его очень сильно интересовало, какая у нас погода. И он невероятно удивился, когда узнал, что бывает -20 °С и куча снега.
А вот этого мужчину мы встретили в комплексе Шахи-Зинда в Самарканде. Он увидел, как мы увлечённо фотографируем комплекс мавзолеев. Традиционно спросил, откуда мы приехали и что тут делаем. И выяснилось, что он реставратор, который сейчас работает над одним из мавзолеев. Провёл в закрытую часть и очень долго и интересно рассказывал о своей работе и реставрации.
В комментариях мне регулярно пишут про ужасы, которые происходили в Узбекистане с русскими в 80-90-е годы. Я об этом ничего не знала, когда ехала в Узбекистан. За время поездки пообщалась с владельцами гостевых домов, продавцами на рынке, таксистами, ремесленниками, гидами и просто людьми на улицах. Все они знали, откуда я.
А вообще, с людьми на улицах я никогда так много не разговаривала. Постоянно кто-то подходил, спрашивал, нравится ли мне в Узбекистане, откуда я приехала, где уже была, куда планирую поехать и так далее.
И ни разу я не почувствовала никакого негатива по отношению к себе.