Случилось странное. Один из пятисот самых влиятельных людей мира в области медиа и кино Александр Роднянский вступил в схватку с отшельником-одиночкой Евгением Баженовым.
Текст Филиппа Фиссена
Всю свою карьеру, да и жизнь Роднянский, родившийся в привилегированной киевской семье, привык идти по восходящей. Он стал, и не без оснований, самым успешным дельцом кино- и телерынка, был удостоен множества международных премий, вошёл во все мыслимые теле- и киноакадемии. Встроен в самую сердцевину всемирного медиасообщества, устанавливающего по миру генеральную линию безраздельно господствующего гегемона.
Положение, которое он занял в сфере идеологии и пропаганды, позволяло ему не просто продвигать карьеры талантливых людей, поворачивать курс государственной культурной политики, вершить исход выборов, но и создавать совершенно невероятные сущности – такие как сегодняшний президент Украины.
Могущество Роднянского сродни алхимии. Если оно и было ограничено, то на уровне надгосударственных мировых систем, повелевающих миллиардами людей и триллионами долларов.
А Евгений Баженов, он же BadСomеdian – энтузиаст, живущий вдали от шума мегаполисов, лишнего внимания к себе, работающий в одиночку и не представляющий интересов никаких властных групп. Он снискал любовь и доверие зрителей – таких же, как он, не включённых в правящие структуры – своим искренним интересом, наблюдательностью, острым словом и неравнодушием к кино.
Роднянский выступил с публичными оскорблениями в адрес Баженова, откликнувшись на его обзор телесериалов: «бандеровского» и «пропутинского». Сериалов одинаково примитивных, разобщающих и выполненных наскоро, если не сказать «на от…сь». Качество обоих таково, что сложно отличить, каким из них занимался украинский продакшен, а каким – российский. Их словно достали на ощупь из мешка со свежим опоросом и выбросили в эфир. Если у кого и возникли сомнения в тезисе, что мы один народ, после просмотра сериалов оно исчезнет. В этом смысле выглядим одинаково беспомощными.
Баженов в своём обзоре Роднянского не упоминал, во всяком случае, я как зритель этого не уловил. А Роднянский за обзор обругал Баженова площадным образом, обвинив в работе на Кремль и «продвижении путинского дискурса». Похвалил Дудя и Варламова, а Баженову выразил порицание. Расставил идеологические акценты в тон мировому порядку: «Россия вторглась, убивает украинцев».
Казалось бы, исход столкновения был заранее предрешён: Баженову следовало испугаться и зарыться в нору ещё более глубокую, чем его келья. Гнев Роднянского мог загубить карьеру кого угодно и в более вегетарианскую эпоху. Его милость и благоволение открывали дорогу дебютантам в крупнобюджетные проекты и к жюри международных фестивалей.
Не меньший вес, чем в Киеве, имел (возможно, до сих пор имеет) Роднянский и в Москве. Кроме того, он вовлечён в украинскую политику совсем не косвенно, а врос в неё семьёй – сын работает советником Зеленского. Может быть, даже именно через него осуществляется координация участия аватара Зеленского в мировой информационной и культурной политике, заказываются на Украину голливудские визитёры.
Роднянский не иноагент в России. Он активная часть системы, штампующей иноагентов в промышленных количествах. Из юных и мечтательных, не знающих страха перед голодом, воспринимающих отсутствие последнего айфона как крайнюю бедность, желающих безграничной свободы для себя и требующих послушания от остальных.
Не буду перечислять пункты действительно впечатляющей фильмографии продюсера Роднянского. Скажу только, что многое из спродюсированного – обычные коммерческие поделки для обогащения студий, франшизы или подражание им, тривиальные телепроектики для занятия эфира в перерывах между рекламой прокладок и мыла – вещей более необходимых, чем сами проектики.
Но есть и примечательные работы – тиражируемый «Левиафан», не уступающий розенберговским фальшивкам 1930-х. «Протоколы сионских мудрецов» с продюсерскими правками под актуальный момент, с запахом клеветы, оговора и готовящегося геноцида.
Наблюдательные люди заметят, что многие проекты Роднянского реализованы на деньги правительства России. Плевал он на них. Роднянский везде деньги найдёт. Если корпорации лишили рекламы российские каналы, то Роднянский идёт к украинским.
Дело не в деньгах, а в миссии «пятисот самых влиятельных людей», в круг которых Роднянский входит. Он её озвучил: лишить «россиян имперского мышления», то есть превратить в «где кормят, там и родина». Научить защищать не родную землю, а уровень жизни. Перемешать в плавильном котле, из которого отливают гомункулов, не помнящих родства.
«Клуб пятисот» делает президентов из первичного гумуса, обращает народы в послушные ничтожества, распространяет фальшивки и затыкает тех, кто осмелился усомниться, что тиражируемое им беспросветное серое – это белое.
Баженову не позавидуешь. Нарвётся он и на отповедь со стороны патриотов за позицию, что не все средства хороши на войне – ментальной, информационной и культурной, грозящей нам «отменой» всего, что мы собой представляем.
На такой войне все средства хороши, кроме пошлости и халтуры. Пошлость – это удар по своим. Халтура – это предательство.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.