Найти тему
Строительный мир

Была на карте такая дорога: стальная магистраль Псков – Нарва

Оглавление

Далеко не все железнодорожные объекты, обозначенные на карте столетней давности, сохранились до наших дней. Относится это и к линии, некогда соединявшей Псков и Нарву.

Для снабжения Северного фронта

Решение о ее строительстве приняли в 1915-м — ветка была необходима для снабжения Северного фронта, образованного в том же году для защиты Петрограда во время Первой мировой войны. С этими же целями тогда была проложена рокадная магистраль до Полоцка (Витебская область).

© Svetlov Artem / CC BY 4.0 (Железная дорога Псков – Полоцк)
© Svetlov Artem / CC BY 4.0 (Железная дорога Псков – Полоцк)

Что касается первой, то идея ее строительства возникла еще в мирное время — дорога должна была служить своего рода перемычкой между Варшавской и Балтийской линиями. Обстоятельства заставили ускорить процесс, в связи с чем власти в августе 1915-го поручили Обществу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги в шестимесячный срок реализовать проект по строительству почти 200-километрового участка.

До 5 сентября того же года были проведены изыскательские работы. Инженеры приняли решение тянуть «железку» от ст. Березки (район Пскова) до Нарвы через Ямм, Гдов и Гостицы. Всего, согласно первоначальному плану, предполагалось пять промежуточных станций (примерно через каждые 35 км) и 16 разъездов.

Ускоренными темпами

Все искусственные сооружения, за редким исключением, спроектировали из дерева, включая шесть мостов через водные преграды. Наиболее крупным стал объект на реке Плюсса — около 80 м длиной. Причем уже в ходе работ из-за особенностей дна и невозможности забить сваи, приняли решение о сооружении временного наплавного моста.

© Svetlov Artem / CC BY 4.0 (Железная дорога Псков – Нарва)
© Svetlov Artem / CC BY 4.0 (Железная дорога Псков – Нарва)

Строительство вели одновременно на четырех участках — в пиковый период задействовали свыше 10 тыс. человек. Тем не менее рабочей силы не хватало, были перебои и с поставками материала, и с наличием необходимых орудий. Проблем добавила и погода — уже в октябре пришли сильные холода, что сказалось на производительности труда.

Несмотря на трудности, до ноября провели телеграфную линию и приступили к укладке пути — сначала со стороны Пскова, а затем и Нарвы. Стыковку произвели 15 февраля 1916-го (ровно через пять месяцев после старта проекта) на 78 км от первого. Движение поездов на всем протяжении линии запустили 1 апреля. Ежесуточно по ней проходило свыше 20 составов.

По разные стороны границы

В марте 1917-го дорога перешла в ведение казны и по ней организовали регулярное пассажирское сообщение. После Октябрьской революции и распада Российской империи Эстония объявила о своей независимости. Таким образом, дорога оказалась по разные стороны границы и движение по ней практически прекратилось.

© public domain (Расписание поезда №59 Псков-Нарва. Лето 1917 г.)
© public domain (Расписание поезда №59 Псков-Нарва. Лето 1917 г.)

К концу зимы эстонские земли оккупировали немцы, которые пересекли границу с Россией по железной дороге и высадились близ деревни Большие Поля. Чтобы предотвратить последующую переброску вражеских войск, русские разведчики подорвали железную дорогу севернее разъезда Поля. Затем ее восстановили, но уже в 1920-м после подписания РСФСР и Эстонией Тартуского мирного договора, стальную магистраль на участке от Нарвы до Разъезда №9, где в 1930-х появится поселок Сланцы, решили разобрать. Так закончилась столь короткая история линии Псков – Нарва.

Дорога уходит в прошлое

В дальнейшем соединение дороги, идущей от Пскова через Гдов, все же произошло с Балтийским направлением — в 1940-м был построен участок Сланцы – Веймарн. В том же году Эстония вошла в состав СССР. Поднимался и вопрос о восстановлении прежнего сообщения, но от этих планов решили отказаться. А в 1950-х в связи со строительством гидроэлектростанции и образованием Нарвского водохранилища участки, где некогда проходила железная дорога, были затоплены.

Что касается линии Псков – Сланцы – Вейрман (около 215 км), то в 1941-м она оказалась в руках немецких захватчиков и была перешита на европейскую колею (1435 мм). Однако из-за частых подрывов линии советскими партизанами гитлеровцы решили и вовсе разобрать участок от Пскова до Гдова (около 115 км) — рельсы отправили в Германию на переплавку.

После освобождения территорий по железной дороге от Гдова через Сланцы в Северо-Восточном направлении вновь началось движение поездов по русской колее (1524 мм). Однако отрезок от первого до Пскова с тех пор так и не восстановили, хотя соответствующие планы озвучивались — сначала переносили сроки, а затем и вовсе отказались от этой идеи.

С 2013-го отменили сообщение на перегоне Гдов – Сланцы — рельсы начали потихоньку растаскивать на металлолом. Сегодня этот участок полностью заброшен. Примечательно, что буквально перед закрытием этой части маршрута рассматривались проекты по восстановлению дороги от Пскова через Гдов до Веймарна с последующей ее электрификацией. Но заинтересованных в кампании инвесторов тогда не нашлось.