Найти тему
Анхар

Подвиг реставраторов

Я уже очень давно хотела рассказать про этот великий подвиг реставраторов, но руки раньше не доходили.

Известный и широко распространенный тезис гласит, что западные музеи являются спасением для археологических артефактов, которые, останься они там, где были найдены, могли бы быть разрушены вандалами. Как статуи буд в Бамиане. Однако, нынешняя моя история как раз о том, что бывает абсолютно наоборот. И именно вывезенным культурно-историческим ценностям иногда грозит опасность уничтожения.

А началась эта история давным-давно. Нет, конечно, вообще-то она началась еще почти 32 века тому назад, когда в небольшом местечке почти на сирийско-турецкой границе, которое получило название Телль-Халаф существовал развитый для того времени город. Но город был, в итоге, заброшен (потом попробую подробно рассказать его историю) и современные люди узнали о нем благодаря раскопкам, которые проводили там немецкие археологи с конца 19 века уже нашей эры.

Кроме разного рода сооружений и мелких артефактов, в городе были найдены изумительные статуи из черного базальта. Некоторые из них были с инкрустацией на глазах, вставили белки глаз и получилось очень интересно и узнаваемо, как на снимке ниже. Когда я еще до войны была первый раз в историческом музее Алеппо, смотритель сказал, что то, что представлено у них в музее - всего лишь копии с оригиналов, погибших во время войны при бомбардировке музея. Такая вот беда случилась.

фото из музея в Алеппо от Максимуса, моего древнего жж-френда, рекомендую
фото из музея в Алеппо от Максимуса, моего древнего жж-френда, рекомендую

Экспозиция в Берлине открылась в 1930 году и выглядела по современным меркам довольно убого. Дело в том, что находки из Телль-Халафа не хотели принять к себе ни Берлинский, ни Пергамский музеи. И археолог, который их нашел (его звали Макс фон Оппенгейм) разместил свою коллекцию в здании бывшей фабрики, устроив свой собственный музей. Сейчас бы с такими прекрасными артефактами такую б экспозицию забабахали... Впрочем, так и поступили :) Но это будет потом, уже в наши дни. Вот несколько архивных фото: вход в музей и часть экспозиции:

В ноябре 1943 года здание музея пострадало во время бомбардировок. Базальтовые статуи разлетелись на куски. Ухудшили ситуацию и действия тушивших пожар пожарных: понять, какой кусок откуда стало нереально.

одно из фото последствий бомбардировки
одно из фото последствий бомбардировки

К огромному счастью, образовавшийся "мусор" не викинули. Он оказался на территории ГДР, где так и лежал в запасниках Пергамского музея. Выглядело это как-то так....

-5

Вот еще ракурс, так еще страшнее, правда?

-6

И уже после объединения двух Германий было принято решение попробовать восстановить заново то, что раздраконила война. Попробовали.

В общем, что смогли - сделали. Часто, наверное, даже больше, чем могли изначально. Ибо проект возвращения погибших скульптур дело не только интересное и благородное, но и творческое. Занял он около 10 лет.

Разумеется, выставленные в Алеппо копии смотрятся нынче куда лучше, чем то, что буквально воссоздано из пыли. Тем не менее, именно это - оригиналы, возраст которых около 3000 лет. Недостающие фрагменты традиционно делают из другого материала и другого цвета. Чтобы спустя много лет было видно, что не является древним, а что является.

Из почти 27000 кусочков были собраны заново 60 статуй.

Так например, скульптура богини состояла из 1 800 фрагментов. Один из восстановленных львов был собран из 900 кусочков. А вот, чтоб собрать целого грифона, пришлось складывать вместе 2 600 осколков.

Нашедший эти статуи археолог умер в 1946 году в полном отчаянии. Но он надеялся, что наступит время, когда кто-то сможет исправить, казалось бы, непоправимое. И этот день настал. Хорошо то, что кончается хорошо, да?