Найти в Дзене
Образование 4.0

«На юридический факультет поступили все худшие ученики, лентяи, кутилы»

Заметки князя Оболенского о самом лёгком факультете университетов царской России. «Из 22 моих гимназических товарищей, вместе со мной окончивших гимназию, один поступил по чисто карьерным соображениям в Императорский лицей; один, с детских лет обнаруживший исключительные математические способности, — на математический факультет, а из остальных двадцати двенадцать поступили на юридический факультет, а восемь — на естественный. На юридический факультет поступили все худшие ученики, лентяи, кутилы, большинство которых не обнаруживали никаких умственных интересов. На естественный факультет пошли лучшие ученики и вся та более интеллигентная часть нашего класса, которая входила в состав кружка моих ближайших товарищей. Это „бытовое“ разделение между юристами и естественниками объяснялось тем, что юридический факультет считался самым лёгким. Можно было целый год ничего не делать, а весной засесть за учебники и при средних способностях сдавать удовлетворительно зачёты и экзамены. Кроме того,

Заметки князя Оболенского о самом лёгком факультете университетов царской России.

«Из 22 моих гимназических товарищей, вместе со мной окончивших гимназию, один поступил по чисто карьерным соображениям в Императорский лицей; один, с детских лет обнаруживший исключительные математические способности, — на математический факультет, а из остальных двадцати двенадцать поступили на юридический факультет, а восемь — на естественный.

На юридический факультет поступили все худшие ученики, лентяи, кутилы, большинство которых не обнаруживали никаких умственных интересов. На естественный факультет пошли лучшие ученики и вся та более интеллигентная часть нашего класса, которая входила в состав кружка моих ближайших товарищей.

Это „бытовое“ разделение между юристами и естественниками объяснялось тем, что юридический факультет считался самым лёгким. Можно было целый год ничего не делать, а весной засесть за учебники и при средних способностях сдавать удовлетворительно зачёты и экзамены. Кроме того, этот факультет более других давал нужные познания для административной и судебной карьеры. Поэтому на него поступали все молодые люди, не имеющие определённых научных интересов. Избиравшие этот факультет по склонности к юридическим наукам составляли исключение.

Я бы не сказал, что и для большинства моих товарищей, поступивших на естественный факультет, выбор специальности был вполне осознанным. В этом мы убедились впоследствии, когда обнаружилось, что только двое из нас использовали в жизни свои познания в естественных науках. Остальные шесть работали на поприщах, совершенно с ними не связанных».

ИСТОЧНИК: Оболенский В. А. Моя жизнь и мои современники. Воспоминания. 1869–1920: в 2 т. — М.: «Кучково поле»; «Ретроспектива», 2017.
Фото: Л. В. Шашкин, 1900–1914 гг. / Товарищество «Голике и Вильборг» / Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Фото: Л. В. Шашкин, 1900–1914 гг. / Товарищество «Голике и Вильборг» / Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Контекст

Автор этих воспоминаний — князь Владимир Андреевич Оболенский (1869–1950), общественный и политический деятель, депутат первой Государственной думы Российской империи, кадет.

В 1887–1891 годах он учился в Санкт-Петербургском императорском университете на естественно-научном факультете.

Нужно отметить, что выбор факультетов в дореволюционных университетах был скудным:

  • историко-филологический;
  • юридический;
  • физико-математический (естественно-научный, кстати, формально считался его частью);
  • медицинский;
  • восточных языков (он был далеко не везде).

Экономического факультета как такового не существовало, но экономику изучали в составе других наук на юрфаке. Первый настоящий экономический факультет появился в 1902 году в Санкт-Петербургском политехническом институте. Инженерные науки в университетах тоже не преподавали.

Вообще, система высших учебных заведений чётко разделялась на два типа: классические университеты и специализированные институты, которые давали прикладные профессиональные знания (конечно, были ещё женские курсы, но это отдельная история). Например, педагоги, инженеры, агрономы учились в институтах. Университетское же образование считалось плацдармом для научной работы, пропуском на любую государственную гражданскую службу (это относилось к юрфаку), да и просто чем-то само собой разумеющимся для молодого человека из приличной семьи.

Правда представители знати предпочитали в основном не университеты, а военные училища и академии — потому что более престижной в их среде традиционно считалась армейская, а не гражданская карьера. Или — Императорский Царскосельский лицей, в который поступил один из одноклассников Оболенского. В это закрытое привилегированное учебное заведение принимали исключительно дворян, и оно считалось фактически школой государственных наук для будущих чиновников высшего ранга.

И. Е. Репин, «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года», 1911 г. / Всероссийский музей А. С. Пушкина
И. Е. Репин, «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года», 1911 г. / Всероссийский музей А. С. Пушкина

В университетах наименее популярными были историко-филологические факультеты. Просто потому, что с точки зрения карьеры они сулили весьма скромные перспективы преподавателя в вузе или гимназии.

А наиболее популярные и многочисленные факультеты той эпохи — медицинский и юридический. Первый — потому что давал надёжную профессию, второй — по причинам, описанным князем Оболенским.

Кстати, окончив факультет естественных наук, Владимир Оболенский поступил ещё и на юридический, о котором так нелестно отзывался. Дело в том, что время его первой учёбы пришлось на эпоху очередных студенческих волнений, и юный князь, как и многие его однокурсники, увлёкся политикой, мечтами о государственных реформах и больших общественных преобразованиях.

Он хотел работать в земствах — тогдашних местных органах самоуправления — и менять к лучшему жизнь простых людей. А чтобы заниматься такими вещами, нужно разбираться в государственном устройстве и экономике. Эти знания давал юрфак. В том числе там читали политическую экономию — всего за три-четыре года эта наука стала у молодёжи такой же популярной, какой совсем недавно были химия с биологией и минералогией.