Разработанный ещё в начале 50-х годов американский стратегический бомбардировщик B-52 имеет довольно странные шасси. Они крепятся к фюзеляжу и убираются в него же, что довольно странно. Если посмотреть на "стратега" снизу как раз в момент выпуска шасси, то видно, что они как бы закручиваются.
Потому что расположить их рядом в убранном состоянии не позволяет ширина фюзеляжа. И поэтому разработчикам пришлось разместит их по диагонали со сложным механизмом выпуска и уборки. И как можно видеть, сами стойки этих шасси максимально короткие. Так сделано специально, чтобы уменьшить сухой вес самолёта, повысить его топливную эффективность, а также грузоподъёмность.
Если же рассмотреть эти шасси ещё ближе, то становится видно, насколько тут всё небольшое и миниатюрное. Создаётся впечатление, что американские авиаконструкторы, не имея под рукой практически никаких вычислительных мощностей, изо всех сил пытались облегчить конструкцию шасси.
Это связано с тем, что такие самолёты большую часть времени проводят в воздухе на боевом дежурстве и всё время дозаправляются. Так что шасси им нужны нечасто.
И отсюда возникает вопрос: неужели такая странная конструкция шасси никак не влияет на устойчивость самолёта при взлёте и посадке?
Иными словами. когда все шасси крепятся к узкому фюзеляжу, то самолёт вреде как должен начать заваливаться по сторонам.
На этот случай у B-52 есть небольшие шасси по краям крыльев. Они настолько маленькие, что сразу их сложно заметить. Складывается впечатление, что их позаимствовали у строительной тачки. Как раз именно они обеспечивают устойчивость бомбардировщику при рулёжке и движению по ВПП.
Но отсюда возникает ещё один вопрос: зачем так мудрить, ведь можно же было сделать шасси как у советского Ту-95 МС, у которого задние шасси опираются на крылья. Так не возникло бы проблем с устойчивостью.
Однако несмотря на примерно одно и тоже время разработки и производства этих двух "стратегов", американские авиаконструкторы старались изо всех сил облегчить самолёт. И им это удалось.
Так масса пустого Ту-95 МС составляет 98500 кг, а вот у B-52 этот важный параметр составляет всего лишь 83250 кг. Согласитесь, что разница в сухом весе в 15 с лишнем тонн - это довольно внушительный показатель.
Причём несмотря на то, что B-52 легче, по остальным параметрам он превосходит Ту-95 МС. Так в своём отсеке вооружения "американец" может перевозить до 31500 кг ракетно-бомбовой нагрузки. А вот у советского "стратега" этот показатель на отметке 20800 кг. И это довольно странно: американский самолёт весит меньше, но берёт на себя больше.
Также у B-52 больше боевой радиус - 7210 км против 6500 у Ту-95 МС. Это связано с тем, что американский бомбардировщик берёт на борт больше топлива, и его максимальный взлётный вес доходит до 220 тонн против 185 тонн у советского.
Отчасти это связано и стем, что стойки задних шасси Ту-95 МС крепятся к крыльям. И чтобы обеспечить достаточное расстояние от винтов пропеллеров до земли, пришлось сделать их длинными, а значит прочными и тяжёлыми. По всей видимости об экономичности в то время советские инженеры особо не задумывались.
Также не нужно забывать и про гондолы для уборки этих шасси. Если посмотреть на Ту-95 МС снизу вверх, то можно увидеть эти гондолы, а также оценить их размеры. Они же реально больше чем мотогондолы двигателей. Всё это не только много весит но и создаёт лишнее воздушное сопротивление.
В результате американский B-52 со своими странными на первый взгляд шасси получился настолько технически совершенным, что его не спешат списывать и даже продлили его использование ещё на десятилетия вперёд.