В этом году музыкальный мир отмечает 150-летие со дня рождения великого русского композитора Александра Николаевича Скрябина.
Для тех, кто следит за моей деятельностью, не секрет, что я в этом году взял на себя смелость исполнить в рамках концертной серии все его фортепианные сочинения. 50 лет назад, в год 100-летия такой цикл концертов осуществила пианистка Маргарита Фёдорова. В этом году помимо меня подобным проектом занялись ещё два пианиста – Пётр Лаул и Евгений Евграфов. Их сркябинские концертные циклы уже завершены, а мой ещё продолжается. Из запланированных семи концертов, я сыграл пять. Ещё два концерта состоятся осенью. Полная серия из семи концертов проходит в залах Московской консерватории и в концертном зале Мемориального музея Скрябина в Москве. Также в других местах (в Москве и по стране) я играю части этих программ.
На моих концертах в Москве побывал один из старейших и уважаемых столичных музыкальных критиков Владимир Наумович Ойвин и написал небольшой обзор. У него очень интересное и в чём-то дискуссионное понимание Скрябина. Потому мне захотелось опубликовать его статью на своём канале, сопроводив её собственными комментариями и, возможно, обсудить её с моими подписчиками. Разрешение от автора статьи было получено и я с удовольствием делюсь ей с моей аудиторией.
*Далее статья В. Ойвина с моими комментариями, оформленными как цитаты
Стопятидесятилетие Александра Николаевича Скрябина Московская консерватория отметила пышно.
Его музыка – это целая вселенная, свой собственный космос философски мыслящего художника. Его музыка – крупнейшее явление не только русской, но и мировой музыкальной культуры на рубеже двух веков, именуемой «серебряным веком».
Да и не только музыкальной.
«Как Достоевский не романист только и Блок не только поэт, так и Скрябин не только композитор, но повод для вечных поздравлений, олицетворённое торжество и праздник русской культуры» – писал Борис Пастернак.
Значительную часть творческого наследия Скрябина составляют сочинения для фортепиано соло и один концерт для фортепиано с оркестром. В ряду юбилейных проектов Московской консерватории значительное место занимает цикл «Полное собрание фортепианных сочинений» в исполнении Алексея Чернова, лауреата более чем двадцати международных конкурсов, в том числе двух имени Скрябина.
Цикл включает семь концертных программ. Шесть из них сольные и проходят в Малом зале консерватории и один – с Концертом для фортепиано с оркестром – в Большом, с участием Концертного симфонического оркестра Московской консерватории п/у профессора А. Левина.
К настоящему времени из семи концертов прошли пять. Я был на всех кроме второго.
- I – 29 сентября 2021– опусы 1, 6, 18, 2, 3, 27, 28, 28, 25 № 3.
- II – 13 ноября 2021 – 37, 68, 39, 48, 51, 57, 58, 59, 67, 69, 70, 71, 73, 74, 72.
- III – 6 января 2022 – 10, 44, 45, 45, 52, 62, 12, 34, 33, 35, 36, 53.
- IV – 6 марта 2022 – 66, 68, 9, 21, 25, 73, 59, 2.
- V – 16 мая 2022 – 53, 73, 9,14, 23, 20.
В программу IV концерта по понятным причинам были включены две багатели киевского композитора Валентина Сильвестрова.
* На самом деле я исполнил на бис одну из багателей В. Сильвестрова. В тот момент композитор уже не находился в Киеве, а эвакуировался в Берлин – А.Ч.
Оставшиеся два состоятся уже в следующем сезоне.
Мои отношения с музыкой Скрябина складывались непросто. В далёкие времена моей молодости лучшим её исполнителем считался Владимир Софроницкий. Говорили, что его надо слушать только живьём. Я, увы, слышал только записи.
Поклонники Софроницкого признавали, что пианист он неровный: может сыграть гениально, а может и провально. Он часто романтизировал музыку, которой это не было присуще. Трактовки его были откровенно импровизационны. Но такой стиль порой искажал замысел автора. В те годы излишний пафос и романтизм интерпретаций мне мешал, а я ошибочно относил это к самой музыке. Мне мешал педалированный исполнителем вызов Небу, избыточная импровизационность.
Всё это входило в противоречие с позицией композитора. Художественной натуре Скрябина импровизация была чужда. Он не считал её творчеством, основывая своё творчество он на точном расчёте.
* Должен отметить, что здесь я не очень согласен с уважаемым экспертом. Лично я очень люблю Софроницкого, причём именно за скрябинские интерпретации. И я многое от него взял. Некая ритмическая свобода в его исполнениях произведений Скрябина, с моей точки зрения, вполне отвечает духу этой музыки. Скрябина невозможно играть строго ритмично, нужно понимать "пластику" его очень специфического отношения к музыкальному времени, которая не прописана в нотном тексте, и полностью ей соответствовать. Для этого нужно с головой погрузиться в мир Скрябина, как музыкальный, так и эмоционально-философский. Софроницкий, будучи женатым на одной из дочерей Скрябина, был как раз очень туда погружен, что прекрасно слышно в его интерпретациях. Да, он действительно был "неровный", но лично меня, например, поздний Скрябин в его исполнении очень убеждает! В Девятой и Десятой сонатах я руководствовался именно записями Софроницкого. – А.Ч.
Всё изменилось в одночасье. Помог случай.
Я был в те времена (да и сейчас) дружен с композитором Алексеем Муравлёвым. Осенью 1981 года он попросил меня написать рецензию для журнала «Музыкальная жизнь» на концерт его брата, пианиста Юрия с программой скрябинской музыки в Малом зале консерватории. Я согласился с одним условием: поскольку я совершенно не знаком с его братом как c пианистом, то попросил разрешения посидеть на репетиции в зале. И если мне его исполнение не понравится, то, при всём уважении к Алексею, я писать не буду.
За день до концерта, вооружившись нотами, мы с Алексеем пришли на репетицию. Программа охватывала все периоды творчества Скрябина: от ор. 2, 1887 года, до поэмы «К пламени» ор. 72, сочинённой в 1914-м. С первых аккордов, прозвучавших из-под пальцев Юрия Муравлёва, я подпал под обаяние его исполнительской манеры, не похожей на знакомую манеру Софроницкого.
Много позже я услышал запись нескольких сочинений Скрябина на валиках в исполнении автора и понял: стиль Юрия Муравлёва очень близок к авторской интерпретации. Хотя авторские записи Скрябина Муравлёв вряд ли слышал.
* К сожалению, я не знаком с интерпретациями Юрия Муравлёва. Живых концертов его я не слышал, а записей почти нет.
* Не помню точно когда авторские записи 1910 года были расшифрованы и воспроизведены с валиков Вельте-Миньон и были ли они уже тогда изданы, или позже. В любом случае, в 80-е годы это была очень большая редкость. – А.Ч.
Вот почему мне понравился тот концерт. С тех пор музыку Скрябина я полюбил. Хотя я так и не принял его философии, вызова, который он бросает Небу и судьбе:
«Иду сказать им (людям — В.О.), что они сильны и могучи, что горевать им не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силён и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его!»
На самом же деле могущество человека весьма иллюзорно. Как иначе расценить смерть Скрябина от фурункула на губе! Но музыка Скрябина противоречит его собственной философии. Вызова Небу в его собственном исполнении я не услышал. Музыка оказалась мудрее её автора. Такой казус не редок в творчестве: логика развития сюжета частенько ведёт автора к ситуациям, которые он и сам не предполагал.
* Да, факт смерти Скрябина "от прыща" очень часто трактуется, как некий такой божественный щелчок по носу, мол, не надобно человеку так возгордиться и лезть в столь высокие метафизические области. А, кто не знает, Скрябин планировал изменить мир (!) с помощью своей музыки, буквально перевернуть реальность и создать некую Мистерию, к которой в последние годы он задумывал и начинал сочинять "Предварительное действо". У меня на этот счёт есть ряд мыслей (про его смерть от прыща). Как-нибудь обязательно их озвучу на канале. – А.Ч.
Я позволил себе это пространное отступление вот почему. В «Полном собрании фортепианных сочинений» Скрябина в исполнении Алексея Чернова я в значительной мере услышал те же интонации и стиль, которые привлекли меня у Ю. Муравлёва. Насколько мне известно, Чернов не слышал Муравлёва в Скрябине ни живьём, ни в записи. А вот записи самого Скрябина он слушал.
Да, я действительно очень хорошо знаком с авторскими интерпретациями, которые были записаны Скрябиным в 1910 году на специальный аппарат – Вельте-Миньон и потом реконструированы – А.Ч.
Генрих Нейгауз писал: «Опасно — и для исполнителя, и для композитора, – всецело отдаться во власть магии скрябинской музыки. Подражание ему может оказаться губительным».
Чернов этого соблазна успешно избежал.
Ой, вот не знаю! Время покажет... – А.Ч.
Всецело находясь в мире скрябинских образов, он не утратил собственной индивидуальности. Из четырёх программ (I, III, IV и V) наиболее интересными и близкими мне по духу стали четвёртая и пятая. Именно они оказались ближе других моему пониманию музыки Скрябина. В четвёртой, полностью сольной, – очень удачными стали исполнения 8 и 9 сонат.
Но подлинной вершиной концерта стали две пьесы для левой руки ор. 9, особенно Ноктюрн. Их сочинение было вызвано серьёзным кризисом в исполнительской практике Скрябина, поставившим под угрозу его артистическую судьбу: готовясь к очередному концерту, он настолько серьёзно переиграл правую руку, что не прикасался ею к клавиатуре полтора года.
Во втором отделении пятого вечера прозвучал фортепианный концерт. В целом он был исполнен превосходно, но в двух эпизодах то ли солист поторопился, то ли оркестр чуть за ним не поспел... Видимо, не хватило хотя бы ещё одной репетиции.
Первое же отделение было великолепно-волшебным! Публика в БЗК сидела не шелохнувшись. А пианист просто ворожил над клавиатурой. Особо поразило обилие градаций piano от тончайшего pianissimo до красивейшего piano. Здесь же Алексей Чернов показал великолепную, но экономную и чёткую педаль.
Очень интересны и информативны выступления Чернова с комментариями к каждой программе. Они у Чернова звучат не как лекции, а как доверительная беседа со слушателями.
* Это действительно не совсем лекции. Скорее, просто анонсы моих скрябинских концертов с небольшим рассказом о каждой из программ. Все они опубликованы на моём YouTube-канале (подписывайтесь, кто ещё не подписался!), а последний из них опубликован и здесь, на Дзене. Вот он:
– А.Ч.
Два последних концерта цикла должны состояться в Малом зале консерватории 29 сентября и 13 ноября. Остаётся только поблагодарить Московскую консерваторию за реализацию столь масштабного и интересного проекта с Алексеем Черновым – на сегодняшний день одним из лучших исполнителей фортепианной музыки Скрябина. Спустя некоторое время запись всех концертов этого цикла будет предоставлена на сайте Московской консерватории.
* На самом деле, все записи будут размещены на моих каналах здесь и в YouTube. Будет ли Московская консерватория что-то публиковать я не знаю – А.Ч.
Справедливости ради стоит упомянуть, что и Московская филармония провела в Камерном зале аналогичный цикл концертов в исполнении пианиста из Санкт-Петербурга Петера Лаула.
Владимир ОЙВИН
Что ж! Владимир Наумович! Я Вам лично очень благодарен за Ваш отзыв. Ваши мысли, как всегда, очень ценны и интересны! Очень надеюсь, что состоится живое обсуждение этой статьи в комментариях!
Могу лишь только добавить, что два концерта ещё впереди! Приходите в Малый зал Московской консерватории 29 сентября и 13 ноября, а также в музей Скрябина, где осталось 3 концерта (один перенесён с прошлого года) 10 сентября, 5 ноября и 25 декабря!
Также впереди публикация всех записей с этой концертной серии на моих каналах. В YouTube я это уже начал делать. Там всё вразбивку. Здесь же, в Дзене, я это начну это делать тогда, когда будет понятно, что готов уже почти весь объём. Хочу тут опубликовать всё в порядке опусов (от 1-го до 74-го), чтобы было красиво! Так что подписывайтесь и не пропустите! Но помните – никакой просмотр Ютуба не заменит впечатлений от живого концерта!