Ура! Каникулы! Байдарочный сплав, горный трекинг, прыжки с парашютом, жизнь в палатках и каша в котелке. Это не просто экстремальная романтика. Для многих современных родителей и детей - это вполне привычный уклад жизни. Будни. Даже обыденность.
Сегодня мы говорим о том, как экстремальный отдых по разному влияет на детей. О тех ситуациях, когда он способен помочь преодолеть страх. И о том кому он может навредить больше, чем развить. Об экстриме подростков и о том, на что родителям стоит обратить внимание.
В МГППУ есть целое направление, которое изучает экстремальную психологию. И с нами сегодня профессор кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» Марина Розенова.
Зачем нам все это?
В чем причина увлечений экстремальными видами спорта? Почему один боится зайти по колено в воду, а другой готов нырять в Мариинскую впадину? Здесь «работают» и индивидуальные, в том числе природные, особенности, и особенности социальной среды, в которой человек живет и трудится. Психике и организму некоторых людей требуется большое количество гармонов стресса, чтобы чувствовать себя в норме.
Причины этому две:
1. Особенности физиологии (специфический гормональный комплекс организма человека);
2. Особенности воспитания и среды, в которой формировался ребенок
И если с первой причиной все понятно, то вторая вызывает вопросы. Верно? Приведем примеры.
Пример 1. У ребенка может сформироваться бедность эмоциональной сферы, в том числе низкая способность к сопереживанию. И как следствие появляется потребность «добирать» эмоции, чтобы усилить их. А экстремальные виды деятельности создают именно такие условия интенсивных переживаний.
Пример 2. В процессе личностного развития у ребенка возникли трудности самоутверждения. Если они не разрешились через подростковый кризис, то выход могут найти в том числе в экстремальных видах спорта.
Пример 3. Скрытый суицидальный потенциал, неосознанное доминирование в личности страха смерти, когда человек стремится к тому, чего боится, также приводят к увлечению экстримом.
Пример 4. Часто у подростков возникает желание заняться экстримом «за компанию». Так работает особенность социальной среды, в которой живет человек. Если он недостаточно автономен, то будет следовать групповой модели поведения.
Пример 5. Потребность в острых ощущениях может возникнуть, если в жизни человека нет событий, которые усиливают эмоции. В повседневной жизни человека, который поддерживает отношения с близкими, друзьями, коллегами и знакомыми такие ситуации происходят ежедневно: мы решаем конфликты, заботимся о близких, ведем быт и сталкиваемся с решением сложных вопросов. Все эти действия имеют под собой широкий спектр эмоций, которых часто бывает достаточно, чтобы испытывать необходимую эмоциональную нагрузку.
По примеру родителей
Дети следуют за родителями — это норма. И если родители занимаются экстремальными видами спорта, то в большинстве случаев они активно приобщают к этому детей.
Любящий и принимающий родитель будет делать это постепенно, поэтапно готовить ребенка к занятиям. Такие мамы и папы сначала обучают, наращивают систему нагрузок, готовят эмоционально.
И крайне важно здесь то, что родители должны слышать желания и учитывать интересы ребенка. Оптимально, не настаивать на занятиях, если ребенок не хочет, боится или сопротивляется.
Но бывает и наоборот.
Некоторые родители в погоне за собственными ощущениями и желаниями берут детей в откровенно опасные походы, занимаются опасными видами спорта и не обращают внимания на индивидуальные особенности и желания ребенка. Такие ситуации создают негативный опыт, который встраивается в психическое и личностное развитие человека. Надеясь закалить волю ребенка, родители не понимают, что происходит обратное. Подавление индивидуальности ребенка ослабляет его.
Работа со страхом
В отдельных случаях экстремальные увлечения или виды спорта могут помочь снять некоторые страхи. Но точно не избавиться от всех фобий. И гарантий здесь никаких нет. Дело в том, что страхи имеют сложную личностную структуру и анамнез. Поэтому можно попасть в такую ситуацию, что страх на некоторое время отступает, но затем возвращается снова.
Очень аккуратно нужно работать с детскими страхами. Бросить на глубину или заставить скатиться с высокой горы ребенка, который боится воды, или до тошноты страшится скорости, это неприемлемый способ борьбы со страхами. Некоторым родителям это важно осознать. Иначе можно нанести ребенку психологическую травму.
Лучше проявите интерес к индивидуальности ребенка, создайте условия для развития его персональных способностей. И если в круг этих интересов не входит экстрим, то отнеситесь к этому с пониманием.
Идеальный возраст
Когда наступает тот самый идеальный возраст, чтобы начать готовить ребенка к экстремальному виду спорта?
Здесь все зависит от желания и вида деятельности. Как правило, чем он сложнее, тем больше это требует подготовки и развития способностей ребенка, а также тем больше внимания нужно уделять психологической подготовке. А теперь ключевая фраза: «Ребенок сам должен принимать решение и сделать свой выбор».
Поэтому возраст ребенка должен быть достаточным, чтобы он мог принимать решения самостоятельно.
Также есть дети, которым противопоказаны такие увлечения. Например, с ослабленным здоровьем или психологически, эмоционально ранимые и чувствительные. Такой тип отдыха не подойдет и детям со слабыми моторными и практическими навыками.
Однако, участие таких детей, по желанию, в подготовке к экстремальным видам деятельности, может оказать развивающий эффект, но это уже будет другая история и система подготовки.
Желательно учесть и темперамент ребенка. Не стоит занимать экстримом детей с меланхолическим темпераментом, особенно если у них отсутствует к этому мотивация.
Экстрим + подросток. Что нужно знать родителям?
Для начала нужно понять, что отговаривать подростка бессмысленно, с ним нужно разговаривать. И обязательно вести ДИАЛОГ.
Подростка невозможно заставить отказаться, если он увлекся бейсджампингом, например. Это противоречит самой природе. Потому что главная задача ребенка в этом возрастном периоде — получать новый опыт и экспериментировать. В это время основные инструменты взрослых — это поддержка, доверие и контакт. Так подросток будет чувствовать себя защищенным. И тогда вы сможете донести до ребенка то, что необходимо. А возможно даже переориентировать его на более безопасный, но не менее интересный вид деятельности.
Узнайте, почему он заинтересовался этим видом спорта, откуда он почерпнул информацию, кто заинтересовал его, как он научился, занимаются ли этим его друзья. Родителям важно вникнуть в суть. А уже после того, как сформирован контакт и есть доверие, поговорить об уровене безопасности занятия. Родителям нужно обязательно выяснить как можно сделать увлечение подростка максимально безопасным. Возможно, для этого потребуется страховка или специальная защита. Возможно, кто-то может обезопасить ребенка, например профессиональный инструктор.
А как только вы придете к соглашению, подумайте как рассказать о новом увлечении бабушкам и дедушкам. Их волнение тоже важно принять и ключ к снижению тревожности пожилых людей — общение. Объясняйте, подробно рассказывайте о важных деталях, останавливаясь на том, что больше всего пугает. Чем больше знаний, тем меньше страхов и неприятия.
Родители-экстремалы не из пугливых. Но за что стоит волноваться, если мы говорим о совместном экстриме с детьми, так это о том, насколько комфортно и безопасно ребенку в этих условиях, как физически, так и психологически.
Иногда у отважных взрослых возникает зависимость от постоянного адреналина, и в этом случае, то самое чувство «море по колено» может привести к неприятным последствиям.
Но если это не про вас и ситуация полностью под контролем, а всем участникам комфортно, то это только улучшит ваши отношения и потенциалы совместной деятельности.
Понравилась статья? Не так давно мы записали с Мариной Розеновой наш подкаст "сталоясно". Слушайте и смотрите его на платформах:
mave