Под влиянием кулинарной моды современный майонез попал в разряд пищевых изделий с сомнительной пользой. Считается, что отказавшийся от него потребитель придерживается правильного питания, хотя совсем недавно каждая хозяйка могла отдать за него любой продукт из холодильника.
Появление майонеза в России
Когда-то майонез считался дефицитным продуктом и не был доступен широким массам. Родиной вкуснейшего соуса стала Франция XVIII столетия. В Россию он попал в XIX веке, правда под другим названием. Рецепт включал в себя яичные желтки, уксус и масло и назывался «провансаль», благодаря прованскому сорту растительного масла.
Высокая оценка «отца народов»
Привычную для нас консистенцию изделие обрело в 1936 году. Именно тогда в Москве была организована первая производственная площадка и налажен выпуск насыщенного соуса. Один из готовых продуктов был доставлен на пробу лично товарищу Сталину.
Официальное одобрение вождя дало старт массовому изготовлению майонеза. На его получение в магазинах даже выдавались карточки, правда шёл он в составе продуктового набора.
В те времена майонез готовился без искусственных добавок.
Натуральный состав и отсутствие стабилизаторов делали его очень вкусным. В него добавлялось:
- масло рафинированное,
- яичные желтки,
- горчица,
- сахар, уксус, соль, специи.
Этой рецептурой пользовались до конца 80-х, а в продажу продукт поступал в 200-граммовой фасовке.
Роль консерванта в советском майонезе отводилась спиртовому уксусу, который и придавал соусу тот неповторимый вкус.
Хранилось такое изделие примерно месяц. Поэтому приобрести его заранее и припрятать к новогоднему столу было невозможно.
В 1939 году майонез даже был включён в «Книгу о вкусной и здоровой пище». Таким образом, советский человек получал наставление, как разнообразить свой рацион за небольшие деньги.
Думаю, что в наши дни этот совет воспринимается неоднозначно, но в те годы он был оправдан с точки зрения экономии.
Майонез делал любой стол праздничным
Продукт до 90-х годов держался в категории дефицитов. Едва узнав, что в магазин завезли свежий майонез, за ним сразу же выстраивалась длинная очередь. Встретить его на полках удавалась примерно раз в год, поэтому майонез ценился на вес золота.
У большей части советских граждан попробовать заветный вкус получалось лишь по большим праздникам, а на деликатесном ингредиенте держались основные праздничные блюда, например, сельдь под шубой, мимоза, оливье и другие салаты.
Также с майонезом готовились фаршированные яичные белки, мясо по-французски и т. д. Постепенно соус из обязательной опции перетрансформировался в самостоятельное блюдо.
2 причины популярности майонеза — бюджетность и универсальность
Эти два качества прославили продукт в СССР и продолжили удерживать пальму первенства долгое время после его распада. Да и сейчас он весьма уместен как на праздничном, так и на повседневном столе, несмотря на высокую калорийность.
Его можно есть, намазав на хлеб, или заправлять им мясные блюда, отменный вкус и отсутствие специфического запаха позволяют применять этот соус где угодно. Такой расклад был и остаётся более выгодным, чем закупка заправок на определённый случай.
Конечно, было бы ошибкой утверждать, что советские люди выбирали майонез, исключительно чтобы наесться или замаскировать вкус некачественных продуктов. Но толика правды в этом всё-таки есть: с ним можно съесть всё что угодно.
По этим и другим причинам он стал настоящим народным продуктом, даже более популярным, чем во Франции. Представители нескольких поколений не представляют застолья без участия вкуснейшего майонеза.