Найти тему

Классическая летняя непогода. «Дракон, который нас сожрёт».

Смерчь в море. «Дракон, который нас сожрёт».
Смерчь в море. «Дракон, который нас сожрёт».

День за днём стоит летняя жаркая погода. Всё так славно, что в середине дня ветер раздувает ближе к 15 – 20 узам, и можно делать достаточно длинные переходы с хорошей скоростью. Однако однажды…. Нет, однажды «страшное» не случится. Всё «страшное» предсказано прогнозными системами и их математическими моделями, погоду можно посмотреть в цветной анимации по часам и минутам в перспективе на неделю вперёд на картах ветра, волны, грозовой деятельности и дождя, атмосферного давления и.т.д. и т.п. Например, яхтсмены- любители любят смотреть всё это на https://www.windy.com/ ?36.871,30.523,5, ссылка активна. О таком могли только мечтать Христофор Колумб и Фердинанд (Фернан) Магеллан.

О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications

Пример: Скрин - шот карты ветров. Треугольник акватории Атлантики между Испанией, Азорскими островами и Канарскими островами. Можно сделать «точечный замер» кликом мышки, здесь восточнее Мадейры «флажок» точечного замера показывает северный ветер 21 узел.
Пример: Скрин - шот карты ветров. Треугольник акватории Атлантики между Испанией, Азорскими островами и Канарскими островами. Можно сделать «точечный замер» кликом мышки, здесь восточнее Мадейры «флажок» точечного замера показывает северный ветер 21 узел.

Итак, мы сделали всё неправильно. Всё знали заранее, но не делали как положено, как предписывает хорошая морская практика. Знали, что перед шквалом и грозой будет значительное падение атмосферного давления. Однако при всём знании, убаюканные собственной «компетентностью», на барометр не заглядывали и оказались перед лицом, точнее не перед лицом, а по корме с картинкой, которая стремительно разворачивалась. По корме наблюдался «недружественный» горизонт, украшенный толстенным смерчем или, как сейчас говорят, торнадо с горизонтальным участком, своим «хоботом» утыкающийся в поверхность моря на западе. Атмосферное давление по яхтенному барометру упало на величину большую, чем 3 миллибара за час. Это также означает резкое ухудшение погоды и значительное усиление ветра, т.е. настоящую штормовую ситуацию. Не знаю, почему я сказал машинально полную глупость, глядя на смерч: «Это дракон, который нас сожрёт». Примерно так почти и получилось. Мы взяли пару рифов на гроте и стакселе и быстро «побежали» попутно ожидаемому шквалу на восток, нацеливаясь в перспективе на порт- укрытие. Яхта «летела» быстро, однако стало трудно удерживать курс. Затем получилось примерно так, как на фото ниже. Яхта "рыскнула" к ветру, ушла в брочинг и практически улеглась парусами на воду. В который раз проявилось золотое правило встречи шквала: брать рифы или убирать паруса нужно именно в тот момент, когда ты об этом подумал (а не спустя некоторое время, через полчаса). Точнее за полчаса заранее до того, как ты об этом подумал. Подумал о том, что нужно брать все рифы на парусах или убирать обычные паруса и ставить штормовые.

На яхте вовремя не убрали паруса. Особенно грот. Лодку поставило лагом (бортом) к волне и ветру и закренило, укладывая парусами на воду.
На яхте вовремя не убрали паруса. Особенно грот. Лодку поставило лагом (бортом) к волне и ветру и закренило, укладывая парусами на воду.

Несмотря на то, что мы прозевали момент для оптимальной уборки парусов или взятие всех рифов на них «наглухо», грот всё-таки удалось убрать, а стаксель закрутить, оставив кусочек размером в площадь зонтика. После этого, задраив все люки, стали убегать попутно шторму до предполагаемой гавани-укрытия, наблюдая жутковатое шоу из молний, вонзающихся в поверхность моря. Для стабилизации курса и повышения безопасности в такой ситуации с кормы можно было бы вытравить длинные верёвки, они как «хвост» держали бы яхту за корму на курсе. Или поставить для этой же цели плавучий якорь. Мы справились без этого. Нужно отметить, что замедление движения, при таких способах маневрирования повысило бы и безопасность плавания. Кроме того, замедление движения выручит в ситуации, когда через пару суток бега по ветру возникнет опасность того, что море "кончится" и вы упретесь носом в берег. Не зря плавучий якорь называют якорем, он гарантирует условную" остановку" яхты.

Утром после шторма. Только волна напоминает о прошедшей буре
Утром после шторма. Только волна напоминает о прошедшей буре

О взятии рифов и применении плавучих якорей можно прочитать в он-лайн доступных учебниках на сайте академии

Всем счастливых морских миль!

Море и паруса всегда с вами в вашем смартфоне.
О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications
и в наших всегда доступных бесплатно на экране вашего смартфона учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой на нашем сайте.

@АБС https://morakademy.ru/