Православные сегодня отмечают праздник в память явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Мало кто знает, что одна из знаменитейших икон нашей истории была утрачена сто лет назад. Её больше не существует. Но легенда о Богородице Казанской пережила её саму. Вот как делали пиар на Святой Руси.
Текст Владимира Тихомирова
Прошла четверть века после взятия Казани войсками царя Иоанна Грозного, и город выгорел снова – пожар в июле 1579 года бушевал несколько дней.
Когда от Казани остались одни головешки, пятилетняя Матрёна Онучина, дочь стрелецкого сотника, стала упрашивать отца раскопать подвал возле сгоревшей церкви Святого Николая – это был первый православный храм, построенный Грозным в мусульманском городе.
Девочка уверяла, что ей во сне явилась Сама Богородица, попросившая освободить Её образ от подземного заточения. Сотник кликнул стрельцов, подвал раскопали и ахнули: на закопчённой стене висела не тронутая огнём икона Богородицы, небольшая и необычного вида – со стоящим младенцем Христом на руках.
Отец Ермолай, молодой амбициозный священник, увидел в этом случае шанс ободрить горожан. Он объявил икону чудодейственной – дескать, Богородица послала казанцам знак Своей милости.
Вскоре казанский архиепископ Иеремия перенёс икону, ставшую предметом всенародного поклонения, в каменный Благовещенский собор – единственный храм Казани, сохранившийся после пожара. Пошёл на повышение и отец Ермолай: приняв монашеский постриг и имя Гермоген, стал начала митрополитом, а в 1606 году – Патриархом Всея Руси.
Когда началась боярская смута после смерти Годунова, Гермоген писал воззвания к русскому народу против вошедших в Москву поляков, призывая на борьбу. Это стоило патриарху жизни, поляки уморили его голодом в московском Чудове монастыре. Незадолго до смерти Гермоген приказал отправить икону в отряды народного ополчения, которые позже возглавил князь Пожарский.
Так Казанская Богородица стала символом русского сопротивления захватчикам с Запада. По церковным канонам Богородица считается небесной покровительницей России. Во времена династии Рюриковичей в особом почёте была Владимирская икона Богородицы, которую, по преданию, написал сам евангелист Лука (ныне хранится в Третьяковской галерее). Но новой династии Романовых, как и России, восстающей из пепла, был нужен свой символ. Он отличался от привычных икон: на Владимирской младенец Христос находится слева от Богоматери, а на Казанской – справа.
Замысел патриарха Гермогена оценил его преемник, патриарх Филарет, то есть Фёдор Никитич Романов в миру, отец избранного на царствие Михаила, который и стал усердно вводить культ Казанской иконы. В стране появились сотни Казанских храмов, тысячи списков с иконы.
А в июне 1904 года случилась беда. Подлинник иконы был похищен из Казанского Богородицкого монастыря. Вора вскоре нашли. Он признался, что драгоценный золотой оклад продал, а саму икону сжёг в печи, не подозревая о её ценности.
Впоследствии возникали слухи, что икона не была уничтожена, её выкупили старообрядцы. Увы, это вымысел. Следом за иконой чуть не сгорела и сама страна, созданная Романовыми.
У меня нет сомнений в том, что новая Матрёна Онучина уже проснулась – в подвалах сгоревшей Горловки, в разрушенном дотла Мариуполе, в Луганске и Донецке.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.