Найти тему
История КАМАЗа

Твои люди, КАМАЗ. Поташов Виктор Денисович. К 95-летию со дня рождения.

Поташов Виктор Денисович родился 6 августа 1927 года в селе Троицкое, Сорокинского района Алтайского края, в семье крестьянина.

В 1930 году семья Поташовых переехала в город Барнаул на постоянное место жительства. В 1943 году Виктор Денисович закончил 8 классов и поступил на подготовительные курсы при Алтайском сельхозинституте. В августе 1944 года он стал студентом Алтайского института сельхозмашиностроения. После окончания института с отличием, Виктор Денисович в 1949 году пришел работать на Барнаульский завод «Транспортного машиностроения», где последовательно до 1972 года работал в должностях: инженер-конструктор, начальник лаборатории, начальник экспериментального цеха, заместитель главного инженера, заместитель директора по производству.

Поташов В.Д. с супругой на первомайской демонстрации в г. Барнаул.
Поташов В.Д. с супругой на первомайской демонстрации в г. Барнаул.

Когда в 1982 году вышла книга по истории завода, то друзья Поташова В.Д. преподнесли её ему в дар. В этой книге есть строчки с упоминанием Виктора Денисовича.

На этом заводе производилась широкая гамма дизельных двигателей, как для оборонных целей, так и для эксплуатации в народном хозяйстве. Неудивительно, что, занимая прочное положение в коллективе Трансмаша, чувствуя себя «человеком на своём месте», Виктор Денисович трудно принимал решение о переходе на КАМАЗ. Известно, что его неоднократно вызывали на беседы к Вольскому Аркадию Ивановичу – заведующему сектором ЦК КПСС и Здоровову Павлу Александровичу – заместителю начальника отдела ЦК КПСС по промышленности. Но Поташов В.Д. раз за разом отказывался ехать в Набережные Челны. (Для справки. Управляющим дизельного производства КАМАЗа в период с 1969 по 1972 год работал Носков Герман Иванович).

И всё же знакомство с проектом КАМАЗа не могло не захватить Поташова Виктора Денисовича своими масштабами и новизной. 6 августа 1972 года, в день своего 45-летия, Поташов В.Д. возглавил завод двигателей.

-4

В течение 12 лет, с августа 1972 года по июль 1984 года, завод двигателей, возглавляемый Поташовым В.Д. совершил немало трудовых подвигов, освоил серийный выпуск камазовских моторов. Именно с именем Поташова Виктора Денисовича связаны главные вехи в истории рождения в Набережных Челнах дизельного производства.

-5

Кратко напомню некоторые из них.

4 декабря 1974 года был завершён монтаж первого станка в инструментальном цехе завода двигателей.

-6

Спустя год, 4 декабря 1975 года был собран по временной технологии, но собственными силами первый двигатель КАМАЗа.

-7

10 января 1976 года на заводе двигателей заработало сборочное производство коробки перемены передач.

-8

22 апреля 1976 года в день рождения Владимира Ильича Ленина состоялся пуск основного сборочного конвейера в цехе сборки двигателей. Временный напольный конвейер прекратил своё существование.

-9

20 июня 1976 года был установлен 1470 последний станок в автоматической линии ИНГЕРСОЛЛ, предназначенный для изготовления блоков цилиндров.

-10

1 июля 1976 года был собран 1 000 двигатель.

-11
Выступает Поташов Виктор Денисович.
Выступает Поташов Виктор Денисович.
-13

24 декабря 1976 года выпущен 5 000 двигатель.

В перовом ряду слева направо: 1. Антипов Алексей Павлович – начальник цеха сборки и испытаний двигателя. 2. Поташов Виктор Денисович – директор завода двигателей. 3. Клепацкий Борис Трофимович – заместитель генерального директора КАМАЗа по исследованиям и доводке. 4. Гостев Владислав Николаевич – главный инженер КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЯ.
В перовом ряду слева направо: 1. Антипов Алексей Павлович – начальник цеха сборки и испытаний двигателя. 2. Поташов Виктор Денисович – директор завода двигателей. 3. Клепацкий Борис Трофимович – заместитель генерального директора КАМАЗа по исследованиям и доводке. 4. Гостев Владислав Николаевич – главный инженер КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЯ.

8 декабря 1977 года был выпущен уже 25 000 двигатель. По этому поводу состоялся торжественный митинг.

-15
Выступает Поташов Виктор Денисович.
Выступает Поташов Виктор Денисович.

9 июня 1979 года был изготовлен 100 000 камазовский мотор.

-17
-18

В 1981 году Поташов В.Д. попал в автокатастрофу, сломал руку, но продолжал жить проблемами и победами завода. 26 сентября 1981 года был изготовлен 300 000 двигатель, а в июле 1983 года – уже 500 000 мотор.

-19

Ещё раз подчеркну, что под руководством Поташова Виктора Денисовича было создано уникальное по оснащенности и мощности дизельное производство. Было закуплено и доставлено на завод двигателей более 8 000 единиц различного оборудования, станков и автоматических линий. Были проведены монтажные и пуско-наладочные работы уникального оборудования, освоено изготовление 600 наименований деталей и узлов для автомобиля КАМАЗ, введены в эксплуатацию I и II очереди завода двигателей на выпуск 250 000 двигателей в год.

Поташов В.Д. принимает от строителей символический ключ во время проведения торжественного мероприятия, посвящённого сдаче I очереди завода двигателей. Декабрь 1976 года.
Поташов В.Д. принимает от строителей символический ключ во время проведения торжественного мероприятия, посвящённого сдаче I очереди завода двигателей. Декабрь 1976 года.

Понятно, что все эти успехи были не возможны без трудового коллектива завода, который в начале 1980-х годов считался самым крупным и стабильным среди всех заводов КАМАЗа (Для справки. По состоянию на 1 января 1984 года на заводе двигателей трудились свыше 17 500 человек, в том числе 15 200 рабочих, 2 267 инженерно-технических работников). Поташов В.Д. не чурался выходов в цехи, постоянно встречался и разговаривал с рабочими непосредственно на их рабочем месте.

На одной из встреч с рабочими завода двигателей. Поташов В.Д. в центре, в очках.
На одной из встреч с рабочими завода двигателей. Поташов В.Д. в центре, в очках.

Профессиональный коллектив дизелистов, который по праву считался одним из лучших на КАМАЗе. Не случайно, что завод двигателей по итогам социалистического соревнования среди заводов КАМАЗа 18 раз (с 1976 по 1983 год) было удостоено переходящего Красного знамени производственного объединения «КАМАЗ», памятных Красных знамен Набережночелнинского горкома КПСС и горисполкома (1977, 1978).

1979 год.
1979 год.

Сотни молодых руководителей учились у Виктора Денисовича выдержке, такту, умению нацелить людей на выполнение самых сложных задач. В стенах завода двигателей витал особый дух коллективизма. Ему способствовало и закрепившееся за заводом в 1980-е годы по-семейному тёплое имя – «движки».

-24
-25
-26

Поташов Виктор Денисович понимал всю значимость подготовки молодых кадров для завода двигателей. 2 ноября 1981 года по его инициативе на КАМАЗе издаётся приказ о создании на базе завода двигателей технического училища.

В 1982 году техническое училище-80 начало обучение молодых ребят заводским специальностям. Сегодня это учебное заведение носит название «Технический колледж имени В.Д. Поташова».

-28

В 1984 году Поташов Виктор Денисович был переведен на работу в московскую дирекцию КАМАЗа.

-29

В 1987 году он вышел на заслуженный отдых.

Поташов Виктор Денисович скончался 10 июля 2004 года. Похоронен в Москве.

-30

Поташов Виктор Денисович награждён орденом Октябрьской Революции (1977), орденом Ленина (1981), медалями.

Двигателисты КАМАЗа чтят память о Поташове Викторе Денисовиче. 22 июля 2005 года на входе в АБК-306-1 была открыта мемориальная доска в его честь.

-31
-32
-33

Ежегодно, в день рождения Поташова В.Д. у мемориальной доски проходят торжественные мероприятия.