О ней снимают фильмы, ставят пьесы, пишут книги. Её жизненный путь тернист и извилист. Её имя осталось в истории, хотя она ушла из жизни всеми забытой нищенкой. В её жизни была легендарная история любви. Но с её именем была связана и позорнейшая страница в истории британского флота. Её имя Эмма Гамильтон.
Бедная полуграмотная девочка родилась 26 апреля 1765 года в деревне Несс в графстве Чешир. Через два месяца после рождения умер её отец. Став старше, Эмма подрабатывала служанкой, а также трудилась в "Храме Аполлона" модного "чудотворца-шарлатана" Джеймса Грэма, где она появлялась полуобнаженной и возбуждала пожилых обладателей тугих кошельков. По сути, она была лондонской проституткой. Переходила из рук в руки и была любовницей многих мужчин. Эмма была так красива, что художники изображали её на своих картинах. Например, художник Джордж Ромни был в неё влюблён и писал с неё Венеру, Кассандру, Жанну д'Арк, Марию Магдалину... Ромни сошёл с ума, создавая массу портретов, набросков и этюдов своей" богини".
Эмма же сама понимала, насколько она хороша. Даже одетая в лохмотья, она выглядела как принцесса. Невинно блогородное личико, голубые глаза, каштановые волосы, красивые зубы, пухлые губы и заразительный смех очаровывали окружающих. Вот только душа её не была так же хороша, как внешность.
Эмма Харт (как она предпочитала себя называть) в свои 18 лет была любовницей некого графа Чарльза Грэвилла, когда тот решил "передать" "продать" возлюбленную своему дяде - Уильяму Гамильтону. Этот далеко немолодой человек был близким другом короля Георга III. Они венчались в 1791 году, а когда Уильям Гамильтон был направлен послом в Неаполь, Эмма подружилась с неаполитанской королевой. Они вместе с ней вершили политику целого государства.
Через некоторое время Эмма Гамильтон знакомится с прославленным флотоводцем Горацио Нельсоном. Адмирал Нельсон прославился не только как выдающийся флотоводец, но и как герой-любовник красавицы Эммы. Историки пишут, что Уильям Гамильтон знал об интрижках жены, но не противился этому. Любовный треугольник продолжался вплоть до смерти сэра Гамильтона, но сейчас не об этом.
В 1798 году Неаполитанское королевство объявило войну Франции. Британцы, ясное дело, были против французов. Поначалу всё шло хорошо. Адмирал Нельсон был убеждён, что при первом же бою разобьёт французов. Он хотел быть героем в глазах своей возлюбленной. Но что-то пошло не по плану, и французы прогнали отряды противников.
Нельсон не мог стерпеть поражения перед дамой своего сердца, поэтому он послал неаполитанского министра в Россию к адмиралу Ушакову с просьбой помочь изгнать французов, которые уже успели захватить несколько неаполитанских городов.
Нападение русских с моря оказалось для французов неожиданным. К тому же, сами неаполитанцы стали восставать против. Республиканцы, засевшие в Неаполе, решили сражаться до победного. Русские, делая избежать ненужного кровопролития, предложили заключить перемирие. Но было условие: дать французам и их сторонникам спокойно уйти во Францию. То есть и французам, и республиканцам гарантировали жизнь и давали возможность отправиться во французский порт Тулон.
Однако, после подписания капитуляции в Неаполь прибыл Нельсон. Он приказал французов отпустить, а неаполитанцев, помогающих французам, сурово наказать. Получилось так, что республиканцы поверили обещаниям, корабли уже были готовы к отплытию, но Нельсон заявил: "По отношению к подлым тварям, порочным чудовищам и негодяям не может быть никаких обязательств".
Возможно, жестокого кровопролития можно было избежать. Но неаполитанская королева Мария-Каролина, ненавидившая французов и мечтавшая отомстить за казнь своей родной сестры - королевы Марии-Антуанетты и её подруга Эмма Гамильтон жаждали публичных казней...
По словам очевидцев, это была самая кровавая вакханалия конца 18 века. Людей вешали, резали, сжигали заживо, топили в море. В городе долго пахло жжёной человеческой кожей, а кровь стояла на мостовых густыми запёкшимися лужами...
Горацио Нельсон до безумия влюбился в Эмму и хотел сделать её счастливой. А счастьем ей на тот момент было видеть эту бойню. Он многое делал для неё, а она ценила. А влюблённый "до безумия" Нельсон старался сделать для Эммы ещё больше.
"Чёрным пятном легла эта эпопея коварства и зверства на память Нельсона. Королю Фердинанду, королеве Каролине и супругам Гамильтон в смысле репутации было нечего терять. Но живший до этого момента и после него, как храбрец, и умерший, как храбрец, британский флотоводец Нельсон не пощадил в 1799 году своего имени" (Историк Е. В. Тарле)