Первая супруга - Татьяна Лаппа. Происхождения она была высокого - отец был столбовым дворянином. Семья благополучная, обеспеченнная и большая - у Тани было 5 братьев и сестер.
Детство у нее прошло весело и беспечно, впрочем, как и юность. Живя в Саратове, он увлекалась искусством - пересмотрела все оперы, ставившиеся в местном театре.
Татьяна училась в саратовской гимназии, когда, приехав на каникулы к тетке в Киев, познакомилась с Булгаковым.
Очаровал ее не только древний город, мать городов русских, но и образованный, интересующийся Ницше, Диккесом и Уайльдом юноша. Первая любовь, подростковая, наивная, восторженная - ей было 15, а ему на год больше.
И отношения поначалу их были "детскими" - бунт (родители против наших отношений, значит точно надо жениться), удовольствия и развлечения, неосторожность (отношения сразу перестали быть платоническими, и, спустя несколько лет, Татьяна сделала аборт, после чего уж родители вынуждены были дать согласие на венчание).
Молодые были совершенно счастливы, неразумны, беспечны. Дети, одно слово:
"Деньги, высланные родителями Таси на свадьбу, молодые прокутили в киевских кафе. Тогда родители невесты сами купили новобрачным обручальные кольца, а в качестве приданого подарили столовое серебро, золотую цепь и золотую браслетку. Эта браслетка стала для Михаила и Таси своеобразным талисманом. Не раз они закладывали ее в трудных жизненных обстоятельствах, но затем обязательно выкупали ее."
В мирном браке Тася и Михаил прожили чуть больше года, а потом грянула Первая мировая война. Булгаков отправился работать в госпиталь, и там получил свою первую практику, а затем они вместе поехали на фронт (Тася помогала ему в качестве медсестры).
Спустя время Булгаковых отправили в село Никольское Смоленской губернии, где он служил земским врачом. И это очень знаковый период жизни для Таси - там она забеременела во второй раз и Булгаков сам сделал ей аборт, после которого она уже не смогла больше иметь детей. Причиной тому стал развившийся морфинизм мужа и очень неспокойное время.
Биограф Соколов пишет:
"Тася вспоминала, что сразу после переезда, «как только проснулись, – «Иди, ищи аптеку». Я пошла, нашла аптеку, приношу ему. Кончилось это – опять надо. Очень быстро он его использовал (по свидетельству жены, Булгаков кололся дважды в день. – Б. С.). Ну, печать у него есть – «Иди в другую аптеку, ищи». И вот я в Вязьме там искала, где-то на краю города еще аптека какая-то. Чуть ли не три часа ходила. А он прямо на улице стоит меня ждет. Он тогда такой страшный был… Вот, помните его снимок перед смертью? Вот такое у него лицо. Такой он был жалкий, такой несчастный. И одно меня просил: «Ты только не отдавай меня в больницу». Господи, сколько я его уговаривала, увещевала, развлекала… Хотела все бросить и уехать. Но как посмотрю на него, какой он – как же я его оставлю? Кому он нужен? Да, это ужасная полоса была»
Морфинизм усиливается и Тасе становится все сложнее. Она умоляет Булгакова вернуться на родину, в Киев, в надежде, что родственники и друзья помогут. Булгаков соглашается и вот они в Киеве. Там, в атмосфере родного города и благодаря советам врача Покровского, Тасе удалось избавить Михаила от зависимости: постепенно она начала снижать дозу наркотика в растворе, а затем и вовсе стала заменять его на дистиллированную воду.
Биограф Соколов пишет:
"В истории с морфием Тася проявила себя сильной, волевой женщиной. Булгаков же был более, чем его первая жена, склонен к рефлексии, к нерешительности. Хотя когда речь шла о принципиальных вопросах, в том числе политических, неизменно проявлял твердость. Быть может, одной из причин, что Михаил с Тасей расстались, было то, что начинающий писатель чувствовал себя некомфортно, ощущая на себе властный характер жены."
Однако, несмотря на избавление от зависимости, чете Булгаковых в Киеве жилось не так уж и сладко. В годы Гражданской войны власть в Киеве сменялась чаще, чем в любых других городах. Булгаков отбывает в качестве начальника медицинской службы на Северный Кавказ. Там он начал писать, и в этот же период стал отдаляться от Таси. На Кавказе происходило не так уж много событий - в военных действиях Булгаков не участвовал, и главным было достать еды. Их селили в каких-то комнатках, в школьных классах, и повсюду было холодно, голодно и неуютно. Однажды познакомились с местным генералом и его симпатичной женой Ларисой, за которой Булгаков, со слов самой Таси, тут же стал ухаживать (так, чтобы генерал об этом не знал 😅).
И дальше Булгаков очень сильно заболевает тифом - головная боль, температура под сорок. Тася выхаживала его, и страшная болезнь отступила. После этого товарищ помог писателю устроиться в подотдел искусств, и Тася пошла туда же. Как видно, профессия врача постепенно стала отступать на второй план, и Михаил погрузился в мир искусства, а верная Тася следовала за ним по пятам. На Кавказе он впервые поставил свои пьесы.
Но дальше Булгаков начал метаться. Его выгнали их подотдела и он решил ехать в Тифлис, в затем в Батуми. Нигде не было никакой возможности заработать писательством (а возвращаться к врачебной практике Михаил наотрез отказывался). Неудачи на журналистком поприще объяснялись тем, что Булгаков не мог писать в требуемом новым временем советском стиле. Он даже хотел эмигрировать по этой причине, но не получилось из-за отсутствия денег. Было решено, что Тася отправится в Москву, а он будет искать варианты и способы эмиграции, а потом "выпишет" ее к себе.
В столице знакомый устоил Тасю жить в медицинском общежитии, и тут, спустя некоторое время, она совершенно случайно сталкивается с Булгаковым. Про себя Тася решила, что он уже давно уехал заграницу и что он уж никогда больше не встретятся, т.е. душой и сердцем она его уже отпустила.
Оказалось же, что Булгакову так и не удалось эмигровать и он тоже отправился в Москву, которая потрясла его с первого взгляда. И правда же, вспомните его "Собачье сердце" и "Мастера и Маргариту" - Москва там не просто город, в котором развивается сюжет, а едва ли не полноценный герой!
Что ж поделать, Михаил и Тася снова вместе, и поселяются жить на Большой Садовой, в той самой "нехорошей квартире", которая станет ключевым местом действия в романе "Мастер и Маргарита".
Коммунальный быт, квартирые страсти, ссоры и склоки, и снова отсутствие работы, денег и еды. Об этом времени Булгаков так напишет:
"Идет самый черный период моей жизни. Мы с женой голодаем. Пришлось взять у дядьки (H.M.Покровского. – Б. С.) немного муки, постного масла и картошки. Бориса (брата А.М. Земского. – Б.С.) – миллион. Обегал всю Москву – нет места. Валенки рассыпались."
Но время идет, жизнь начинает если не налаживаться окончательно, то просто входить в колею. Булгаков устраивается-таки на работу, и теперь семья уже не живет впроголодь, но все же Тася и Миша все больше отдаляются друг от друга. У каждого появляются свои личные интересы и свой круг знакомств. Булгаков втянулся в литературную богемную среду, отличавшуюся свободными нравами, в которой мало кто был женат один лишь раз и соблюдал верность (помните Маяковского, который жил втроем с Лилей Брик и ее мужем?).
Тася рассказывала:
"В апреле, в 24-м году, говорит: «Давай разведемся, мне так удобнее будет, потому что по делам приходится с женщинами встречаться…» И всегда он это скрывал. Я ему раз высказала. Он говорит: «Чтобы ты не ревновала». Я не отрицаю – я ревнивая, но на это есть основания. Он говорит, что он писатель и ему нужно вдохновение, а я должна на все смотреть сквозь пальцы. Так что и скандалы получались, и по физиономии я ему раз свистнула. И мы развелись».
Подводим итоги по первому браку Булгакова с Татьяной Николавной Лаппа:
Во многих отношениях Лаппа была практически идеальной женщиной. Но не хватало ей все же львиного царственного лоску, какой требовал Булгаков. Когда прошли особо страшные, опасные и голодные годы, и стала жизнь входить в колею, Булгаков начал отстраняться. Тогда он уже оставил медицину и с головой был в литературе, ему хотелось новой жизни - со славой, с признанием, полной творчества и вдохновения! Татьяна в эту жизнь уже не вписывалась.
Биограф Соколов пишет:
"Татьяна Николаевна Лаппа не имела каких-либо особых талантов или знакомств в литературно-театральных кругах, поэтому, как только Булгаков почувствовал себя писателем, он оставил ее, женившись на более интересной с точки зрения круга литературных знакомств Л.Е. Белозерской, хотя, как доказывают предсмертные слова, чувств своих к Тасе он до конца не исчерпал даже через полтора десятилетия после разрыва."
Развод.
Интересно, что же было дальше в Татьяной Николаевной?
А было вот так: зарабатывать на жизнь как-то надо было и она пошла на курсы машинисток, потом на курсы кройки и шитья, далее некоторое время работала на стройке разнорабочей, затем в регистратуре поликлиники. Словом, металась.
Дважды после Булгакова Тася выходила замуж: неудачно и удачно. Второй муж вернулся с фронта в 1946 г с другой женщиной. Третьим мужем был бывший лучший друг Булгакова адвокат Давид Кисельгоф, который, как оказалось, давно был тайно в нее влюблен. Пара проживала в Туапсе, где Татьяна и умерла в 1982 г в возрасте. Детей у нее так и не было.
Примечательно, что интервьюеры, кто беседовал с Татьяной, говорили, что она не держала на Булгакова зла и, кажется, до конца дней была в него влюблена. Но и Булгаков, несмотря на развод, сохранил в своем сердце для Таси место. Он понимал, какую обиду нанес ей и уже после расставания не раз повторял: "Из-за тебя, Тася, Бог меня покарает".
Уже перед своей смертью он хотел повидать Тасю, попросить у нее прощения, но этого не произошло.
#татьяна лаппа