Найти тему

Культура, взятая «напрокат»

Оглавление

Больше 30 лет назад наша страна, раздираемая внутренними противоречиями, управляемая элитой, мечтавшей «жить как на западе», чтобы иметь не квартиры и дачи, а виллы и дворцы, изменилась до неузнаваемости.

СССР был paзрyшен, а на его месте образовались «республики», каждая из которых получала право идти своим путем. Только путь этот оказался неcyверенным, а определенным из «вaшинг/тонского обкома».

Амеpика, наконец, добилась глобального дoминиpoвания на планете и могла упиваться своим мoгуществом. Многие сферы нашей жизни оказались в подчинении у новых «xoзяев мира». Это и медицина, и образование, и культура.

Мягкий новый кoл0ниализм предполагал использование ресуpсов России и слепое копирование побeждeнной страной великолепных западных «образцов».

Это особо заметно по телевизионным передачам с начала 90-х годов. Большинство из них представляют собой «слепки» с европейского или американского телерынка.

«Поле чудес»

Это самая старая из таких передач. Она является прямой калькой с телешоу «Колесо фортуны», ставшей настоящей легендой в США (в этой стране вышло более 7 тысяч выпусков). В России шоу было запущено с 1990 года.

Безусловно, в американском шоу главный акцент сделан на денежный приз и на фактор удачи, в России дальновидный Леонид Якубович учел национальные особенности соотечественников: их стремление к общению, известности и неожиданным подаркам.

Иллюстрация к статье
Иллюстрация к статье

«Голос»

Права на это вокальное шоу принадлежат Голландии. Шоу распространяется в мире по франшизе. Во всех странах оно чрезвычайно популярно.

Иллюстрация к статье
Иллюстрация к статье

Кто хочет стать миллионером?

Шоу «Кто хочет стать миллионером?» (выходило с 1999 года на НТВ под названием «О, счастливчик!») представляет собой часть одноименной американской франшизы.

Иллюстрация к статье
Иллюстрация к статье

Адская кухня

Пользуются популярностью в России и западные кулинарные шоу. Пример тому шоу «Адская кухня», которое выходит в Америке под названием «Hell’s kitchen». У этого шоу тоже есть экстравагантный ведущий, который нравится зрителям.

Иллюстрация к статье
Иллюстрация к статье

Минута славы

Не избежала повторений и «Минута славы». Его тоже снимали по франшизе. Впервые на экранах телевизоров она появилось в Англии в 2007 году.

Иллюстрация к статье
Иллюстрация к статье

Своя игра

Это шоу идет на НТВ по сей день. Впервые оно появилось в канале NBC еще в 60-е годы прошлого века. Пользуется огромной популярностью.

Иллюстрация к статье
Иллюстрация к статье

Последний герой

Это шоу сейчас немного позабылось, но когда-то множество людей были его поклонниками. А так оно представляет собой часть успешной западной франшизы, которая выходит в 60 странах мира.

Иллюстрация к статье
Иллюстрация к статье

Один в один

Это шоу имеет испанские «корни». Впервые вышло оно на экраны в 2011 году. В России выходит на разных каналах, имея разные названия («Один в один» и «Точь-в-точь»).

Иллюстрация к статье
Иллюстрация к статье

Форт Боярд

Это шоу очень популярно на его родине – Франции. В России выходило всего несколько лет.

Иллюстрация к статье
Иллюстрация к статье

«Битва экстрасенсов»

Является аналогом английского телешоу «Телепатический вызов Британии». Выходит в нашей стране с 2007 года, оказалось чрезвычайно популярным (в России было снято 18 сезонов, что является своеобразным рекордом).

Иллюстрация к статье
Иллюстрация к статье

Впрочем, этот список можно продолжать долго. Ток-шоу, вечерние Уpганты, творения А. Малахова - все они имеют одинаковое происхождение.

Жить с такой культурой, взятой «напрокат», конечно, можно, но тогда на нее накладывается отпечаток «вторичности». Кроме того, передачи, рассчитанные на западного зрителя, внушают определенные мировоззренческие идеи и эталоны поведения. И пусть многие из них адаптировались к «русской реальности» (самый яркий пример - «Поле чудес»), но все равно часто эти шоу несут в себе чуждые нам идеи.

А самое главное такие передачи призваны взращивать не человека-творца, труженика, многое знающего и многое понимающего, а потребителя. Они развлекают, а не просвещают.

А зачем нам такая «вторичная» культура?

Спасибо, что дочитали. О судьбе современного телевидения читайте в небольшой статье.