В биографии первого северокорейского лидера есть как белые, так и чёрные мифы, которые придумывали сторонники и недоброжелатели Кима. Из белых, например, есть байки уровня: что товарищ Ким Ир Сен во время своей антияпонской подпольной деятельности мог прямо аки Моисей рассечь реку пополам, перейти её вместе со своими солдатами, а потом закрыть проход, убив при этом преследователей. Или что он мог, устроив успешную засаду, телепортировать себя и товарищей в безопасное место. Что касается чёрных мифов — тут уж что ваша фантазия себе позволит, то и можно придумать: убийство, педофилия, вседозволенность и репрессии всех, кого только можно. Но что касается реальной истории, то есть там и очень интересные эпизоды.
В начале ХХ века Японская империя расширялась и увеличивала свои аппетиты. Она одержала победу над Китаем (1894-1895 гг.) и Российской империей (1904-1905 гг.), которые также имели виды на Корейский полуостров. В ноябре 1905 года Япония установила протекторат над Кореей. Японская империя тут же стала проводить довольно жёсткую политику по подавлению всего корейского и начала попытки превратить корейцев в японцев. И крайне радикальное решение вопросов со всеми, кто поднимает оружие против новых хозяев (в лучшем случае им пришлось бы сбежать за границу). Этот период называют в истории оккупации Кореи как "Сабельный режим". Уже в 1910 году Корея была аннексирована и сделана японской колонией. Это оценили не все...
Через два года, 15 апреля, в небольшой деревне Мангёндэ, что под Пхеньяном, в относительно зажиточной (по тем меркам, + сельская интеллигенция, как-никак) корейской семье родился мальчик Ким Сон Чжу (что можно перевести буквально как "Стать опорой"), будущий лидер КНДР — Ким Ир Сен. Поговорим о его родных.
Семья Кимов была интеллигентной, но, в то же время, не самой богатой семьёй, отец, Ким Хён Чжик, был учителем, преподавал классическую китайскую литературу и ещё занимался традиционной медициной. Помимо этого он был относительно известным революционером и националистом левого толка. Мать, Кан Бан Со, служила дьяконом в протестантской церкви и тоже была революционеркой. Протестантизм, кстати, в те времена был для подпольщиков как некая крыша, ведь можно быть проповедником и, бродя по стране, толкать речи разного характера.
Дед, Ким Бо Хён, был в деревне кем-то вроде местного просветителя и мудреца, местные жители обращались за советами и просили разрешения что-либо почитать в его личной библиотеке (тогда это была прям роскошь).
Ну и конечно же дядя, Ким Хён Гвон, как и брат, активно занимался революционной борьбой. По некоторым данным, был анархистом и занимался экспроприациями, а по другой информации — он был кто-то вроде благородного разбойника и делал то же самое. Один из его товарищей оказался доносчиком, который сдал его японским властям, за что дядя получил 15 лет тюрьмы, где и скончался в 31 год от пыток. Вот в такой прогрессивной и революционной семье родился малыш Ким Сон Чжу, революция — семейное дело Кимов!
Неудивительно, что будущий основатель идеи Чучхе, как впоследствии и его младшие братья, также продолжил традицию семьи. Кстати, именно по этой причине в КНДР сегодня есть культ семьи Кимов, потому что каждый близкий родственник Ким Ир Сена так или иначе связан с революционной борьбой. И, кстати, в те времена это было абсолютно нормально, и семья Кимов была далеко не одна такой революционной. Всё же страна находилась буквально под оккупацией, и это многих задевало.
Что же касается героя этого текста, то заниматься антияпонской деятельностью он начал ещё с юных лет: постоянные драки с японскими сверстниками, стрельба из рогатки в жандармов, и даже со своим друзьями основал что-то типа прото-партии под названием "Союз свержения империализма". Название мощное, но какой-то особенной деятельности от юных революционеров ждать не пришлось.
Так и жили до 1 марта 1919 года. В тот день благодаря усилиям революционеров Корее начались митинги, вызванные недовольством корейцев, которым не нравилась жёсткая политика японцев. Вся семья Кимов также приняла участие в ближайшем к ним митинге, семейная прогулка, так сказать. Японские силовые структуры (полиция и жандармерия), конечно же, стали разгонять митинги, арестовывать лидеров движения и всячески бороться с революционерами. В этом событии приняли участие до миллиона корейцев, количество убитых, по разным данным, идёт от несколько сотен до тысяч, и тысячи задержанных.
Через год удалось окончательно сломить сопротивление. Но, всё же, после этого инцидента "Движение 1 марта" добилось некоторых успехов: печатать что-либо на корейском языке снова разрешается, жандармерия японцев уходит, а в полицию теперь будут набирать и местных, цензура ослабляется. Да и в целом сами меры по интеграции Кореи в Японскую империю становятся мягче и выглядят привлекательнее как для корейцев, так и для мирового сообщества. "Сабельный режим" был отменён. Начались попытки относительно мягкой ассимиляции — "Эра культурного управления". Стали печатать корейские газеты, открывать частные корейские школы, но вот уже в них преподавали урок "Родная речь", где был не корейский, а японский язык, как и сам учебник был на японском. А что же семья Кимов?
Когда первомартовское движение начали громить, отец семейства, Ким Хён Чжик, решает, что надо собирать манатки и валить туда, где безопасно. Так Кимы почти полным составом (кроме бабушки и дедушки) перебрались в Китай, а точнее в Маньчжурию. Здесь молодой Ким Сон Чжу оканчивает начальную школу. Отец же знакомится с коммунистической литературой, которой тогда в Китае становилось достаточно много. Если верить мемуарам Ким Ир Сена, то его отец в те года даже съездил в советскую Россию, а вернувшись стал рассказывать семье про пролетарскую борьбу, Октябрьскую революцию и кто такой Ленин. Конечно же, рассказы отца повлияли и на детей. И всё было бы ничего, но в 1923 году спокойной жизни пришёл конец. Пока старший сын учится в китайской школе, папаня активно занимается революционной деятельностью — осознаёт, что борьба должна быть не только националистической, но и пролетарской. Он занимается агитацией и активно работает с кадрами. И он перестарался в своей деятельности, ибо засветился. Батя понимает сложившиеся обстоятельства, что японская агентура рано или поздно придёт за ним. А значит, необходимо обезопасить старшего сына, Ким Сон Чжуна, на которого ляжет весь груз ответственности в случае смерти отца.
И вот 11-летнего Кима отправляют в "Путь за тысячу ли" (400 ок. километров) обратно в родную деревню к бабушке и дедушке. И это не просто очень длинный маршрут, идти придётся через относительно дикие и глухие земли, где не всегда есть дороги, а уж тем более ж/д. Кроме угрозы помереть от переохлаждения (на дворе март), по пути можно встретить диких животных или вовсе бандитов. Идти, естественно, надо своим ходом. С собой наследник рода Кимов получил немного денег, но не на ночлег или еду, а чтобы он потратил их на две телеграммы. Одну надо будет отправить отцу, когда будет пройдена граница, а вторую уже из Пхеньяна, мол, добрался.
"Сын, ты справишься, ведь ты мужчина," — сказал отец года и отправил сынка к родственникам. Как отмечал в своих мемуарах Ким Ир Сен: "У отца был своеобразный характер."
Так будущий вождь Северной Кореи, почти без денег, без экипировки, с самодельной картой, чуть не замёрзнув несколько раз на горных перевалах, смог-таки добраться до пункта назначения. Правда, иногда в пути ему встречались добрые люди, которые отогревали юнца в своих домах. Некоторые владельцы постоялых домов и подпольщики принимали у себя ребёнка бесплатно, так как отец (опять же, относительно известный революционер) посылал телеграммы с оповещением, что его сын идёт, ему нужна ваша помощь, присмотрите за ним. Когда Ким Сон Чжу наконец-то преодолел эти 400 километров и добрался до родной деревни, его встретила родная бабушка, которая сказала: "Твой отец страшнее тигра..." Естественно, что после такого приключения внука ещё неделю отхаживали.
Надо ли пояснять, что по итогу выросло из такого закалённого и сурового молодого человека? Думаю, что нет. Конечно же, это далеко не конец интереснейшей биографии Ким Ир Сена, но на данной ноте мы пока остановимся.
Что касается отца, то в 1926 году его действительно схватят японцы, но для суда обвинений явно не хватало. Ким Хён Чжик умрёт из-за осложнений, вызванных пытками во время допросов.
Маршрут, по которому прошёл Ким Ир Сен, сегодня в КНДР является популярным местом и называется "Путь учёбы в тысячу ли". Каждый год корейская молодёжь пересекает корейскую часть маршрута, повторив путь вождя. В некотором смысле, это как паломничество. Что тут скажешь? Да озарит вас солнце Чучхе!
Автор - Даниил Орловский
#орловскийкат