В данный период времени, повышая квалификацию, я обучаюсь гештальт-терапии в МГИ и, несмотря на две двухдневки (впереди ещё шесть), столько глубочайшего осознания, сколько не было за всю жизнь. Рассказывать о групповых процессах нельзя, но не думаю, что что-то нарушу, поделившись личным открытием (тем, которое касается лишь меня). Расскажу о нём, как о поразившем меня инсайте, с опорой (без подробностей) на то, что отражает мне группа. Групповая терапия - коллективное зеркало, персональный калейдоскоп. Так что буду говорить о себе...
Обозначу основной вектор. Большинство нашей группы - мальчики, девочек гораздо-гораздо меньше. Так вот, часть мальчиков общего коллектива (к моему великому огорчению) бурно на меня реагирует, я невольно вызываю в них какой-то отрицательный интерес: возбуждённое внимание, скрытую агрессию, частично проявляемый гнев. Другая часть - симпатизирует, защищает.
В том, что я приковываю внимание мне известно: на улицах мужчины заинтересованно меня выделяют. Но то, что некоторой части мужчин отчаянно хотелось бы меня "замочить" - неприятное, ранящее открытие!
Думая о случившемся, постепенно раскрываю ответ, проявляя подноготную положений.
Дело в базовой, отцовской программе. Ну, конечно! В чём же ещё? А чем она заложена расскажу...
Короткая предыстория
Мой отец до брака с мамой был женат на первой своей возлюбленной, которая примчалась за папой в армию, там же, на свидании, забеременела и тут же - вышла за отца замуж. Молодые расписались, в браке родились двое.
В этих отношениях много страсти, пронзительной симпатии и-и-и... разрушительной, опасной измены... Мой папа после армии выучился на лётчика и во время одной отлучки столкнулся с неверностью любимой жены - супруги крупно поссорились, а при повторном предательстве очень тяжело развелись... Инициатором развода был папа. Период после расставания переживал тяжело. Кто-то из знакомых отца, уже после смерти папы, поведал нам о невыносимости того отцовского состояния, с суицидальной попыткой после. Бывшая жена - условно - разрушила папе жизнь. Пришлось осваивать её наново, учиться дальше дышать. Папе удалось: командир экипажа познакомил его с племянницей (моей мамой), родители расписались, удивительно созвучно сошлись, дальше родилась я...
Отцовские программные интроекты
Помню, что отец по-настоящему меня обожал. Не просто любил, а страстно. Боготворил, гордился, носил меня на руках. Но в этом отношении был непроработанный перенос - недопрожитой любви к изменщице. Вперемешку со страстью было очень много неверия, какой-то большой обиды. Я как будто, как девочка (или Ева) была занесена в априорный греховный список соблазнительниц и блудниц, искушающих и разрушающих судьбы.
Помню, как с наступлением подростничества (то есть с оформлением в девушку) папа от меня отстранился, не перестав при этом любить. Видимо, не знал, как нести свою любовь дальше? А к концу истории (папа ушёл, когда мне было под 30) он неосознанно меня ненавидел. Я отчаянно не понимала - за что? Теперь мне ясно: за то, что родилась девочкой! Красивой, любимой, папиной, с проекцией смешанных, мужских и отцовских чувств. И поскольку я нечаянно эти чувства в папе рождала - всё время была наказана! Заранее, отчаянно, очень жёстко!
Осознавал ли он это? Вряд ли! Думаю, он искренне мучился!
Итак, с каким набором отцовских интроектов я отправилась в путь к мужчинам?
1. Любимая женщина (далее - просто женщина) первородная блудница, за что должна быть непременно наказана!
2. Любимая женщина (далее - просто женщина) наносит глубочайшие травмы! И поэтому опасна и враг!
3. Любимая женщина (далее - просто женщина) связана с мужским падением и грехом. От женщины одни беды! Тем более от любимой!
Теперь подумайте: какой в таком раскладе возникал любовно-отношенческий алгоритм?
Драматический сценарий: где женщина влечёт и пугает.
Условно говоря - программный алгоритм Эсмеральды.
- Все мои мужья страстно меня любили.
- Каждый из них одновременно же меня презирал.
- С их стороны много драматической страсти.
- Отношения всегда и тяжело ранили.
- Всякая любовь была драмой.
*****************************************************************************
Отдельно замечу следующее: отражая описанный алгоритм, я была заложницей данной схемы, не являя рокового и нечистого образа. Обопрёмся на источник, на важное...
Образ Эсмеральды в романе сложен и трагичен. Она — воплощение целомудрия и наивности, совсем не похожая на остальных обитателей «Двора чудес». Даже тот факт, что ей приходится зарабатывать на жизнь танцами, не развращает её. У неё доброе сердце: она подносит воды Квазимодо, когда тот привязан к позорному столбу; чтобы спасти незнакомого ей Гренгуара от смерти, она соглашается формально называться его женой. Но её открытость и наивность едва не доводят до беды: в первый раз в жизни влюбившись, она готова отдаться капитану Фебу даже несмотря на то, что уверена — с потерей невинности от неё уйдёт возможность когда-либо встретить родителей. Девушке известно, что воспитавшие её цыгане — не её родители, она страстно хочет найти свою настоящую мать и носит на шее ладанку, в которой хранится крошечный детский расшитый башмачок — единственная вещь, которая досталась ей от настоящей матери: по нему Эсмеральда надеется когда-нибудь её отыскать, но, согласно данному ей с башмачком наказу, для этого девушке надо сохранить девственность.
Первому мужу я досталось целомудренной, чистой девушкой. Второму, не смотря на всякие кризисы, за четверть века ни разу не изменила. Со всеми мужчинами была уважительна и добра. И всё же они отчаянно искали во мне подвох!
Что со всем этим делать пока не знаю! Попробую вынести в терапию!
Вот так рождаются и действуют в нас сценарии.
P.S. Образ Эсмеральды пришёл на ум, в связи с поступком второго мужа: в пору завоевания (он открылся в этом потом) муж (светлейший человек, православный) пытался заложить душу дьяволу, только бы остаться со мной. Он говорил, что в тот момент реально ощутил сделку. Всё это до ужаса, до мурашек.
Автор публикации - психолог Алёна Блищенко. Статья впервые размещена на сайте "Психологи В 17": https://www.b17.ru/article/377451/