Найти тему
Медиапалуба

Новое поколение ледоколов от российских разработчиков - как устроены и зачем нужны

Создание проекта 22220 ЛК-60Я началось после того, как разработчик советских, а после и российских атомных ледоколов ЦКБ «Айсберг» попробовал сделать увеличенный проект ледокола типа «Арктика» и столкнулся с проблемой расширения корпуса. Для проводки современных газовозов и танкеров по трассам Северного морского пути требуется широкий канал, а для этого как раз и нужен широкий корпус специальной конструкции.

Фото: Александр Меркушев
Фото: Александр Меркушев

В итоге новый ледокол ЛК-60Я получился кардинально иным, нежели у предшественников проекта 10521. Технический проект нового атомохода конструкторы представили в 2009 году, а в 2013 году на Балтийском заводе уже заложили первое судно проекта 22220 ледокол «Арктика». Сейчас же в акватории Северного морского пути успешно трудятся 2 представителя проекта – это, уже упомянутое, головное судно «Арктика» и первый серийный ледокол «Сибирь». На конец 2022 года ожидается вступление в строй второго серийного или третьего по счету ледокола «Урал», и, плюс ко всему, на стапелях Балтийского завода строятся четвертый и пятый ледоколы – «Якутия» и «Чукотка».

Публикуем самые важные выдержки из новой статьи редакции «Медиапалубы». Версию с более подробным описанием читайте здесь: Как устроен атомный ледокол проекта 22220. Например, объясняем, что дает атомоходам двухосадочность. А если остались вопросы, пишите в комментарии, постараемся ответить!

Судно имеет двойной корпус. В месте столкновения со льдом предусмотрен так называемый «ледовый пояс» пятиметровой высоты толщиной 46 мм, в других местах толщина внешнего корпуса около 30 мм. Корпус покрыт полумиллиметровым слоем специальной краски «Инерта-160» для уменьшения трения. Балласт, как раз для изменения осадки, расположен между внешним и внутренним корпусами. Для защиты от обмерзания используется пневмообмыв. Все материалы корпуса проекта 22220 выбраны, исходя из суровых условий эксплуатации. Для основных конструкций и самого корпуса, и надстройки применяются хладостойкие стали марок РСА26, PCD36 и РСЕ36.

-2

Основа энергетической установки ледокола проекта 22220 — два водо-водяных ядерных реакторах интегрального типа РИТМ-200 разработки ОКБМ Африкантова (производятся реакторы на Машиностроительном заводе «ЗиО-Подольск») тепловой мощностью по 175МВт, что делает ледоколы ЛК-60Я самыми мощными в своем классе.

Этот реактор имеет почти вдвое меньший вес, нежели у предшественников типа АК-900А, которые стояли на ледоколах прошлого поколения. Интегральная компоновка уменьшает материалоемкость и габариты установки, снижает риск утечек из первого контура реактора, облегчает монтаж и демонтаж установки. Четыре главных циркуляционных насоса расположены вокруг корпуса реактора.

Фото: Балтийский завод
Фото: Балтийский завод

Выработка пара, а это 248 т/ч на каждой установке, осуществляется по традиционной и отработанной в атомной энергетике двухконтурной схеме путем передачи тепла от первого контура питательной воде и пару второго контура в парогенераторе.

Паротурбинную установку ПТУ-72 для ледокола разработал и поставил петербургский гигант «Киров-Энергомаш». Создание единой ГЭУ определило жесткие требования к системе регулирования, управления и защиты турбогенераторов, которые входят в состав ПТУ-72.

В состав установки входят три гребных электродвигателя, общей мощностью 60 МВт. Вся система электродвижения — это ГЭД и два генератора с системами управления возбуждением произведены ЦНИИ СЭТ (филиал Крыловского ГНЦ) вместе с отечественной компанией «Русэлпром». СЭД генерирует, хранит и использует электроэнергию, обеспечивая оптимальные характеристики хода.

-4

-5

На палубе ледокола можно перевозить грузы, для чего в кормовой части судна предусмотрены места для штатного размещения трех 20-футовых контейнеров и четырех 10-футовых контейнеров. В носовой части судна есть места для размещения двух 20-футовых контейнеров или четырех 10-футовых контейнеров. Большой объем швартовного оборудования на проект 22220 поставляет испанская компания Fluidmecanica.

Также на ледоколе предусмотрен комплекс авиационно-технических средств, обеспечивающих базирование вертолетов Ка-32 и Ми-8МТВ. Это вертолетная посадочная площадка, командный пункт, ангар для обслуживания вертолета Ка-32, устройство транспортировки и средства швартовки, средства палубного обслуживания.

Фото: Кристина Рягузова
Фото: Кристина Рягузова

Экипаж ледокола проекта 22220 всего 53 человека против 138 человек на ледоколах прошлого поколения. При этом на судне предусмотрено 120 отдельных кают. Из дополнительных удобств на борту можно отметить спортивный и тренажерный залы, бассейн и сауну.

Сейчас в строю находятся уже два ледокола проекта 22220 «Арктика» и «Сибирь». До конца 2022 года Балтийский завод должен сдать еще один – «Урал», а до 2027 года еще два судна серии «Якутия» и «Чукотка».

-7

На стадии заключения заказ на строительство последних двух ЛК-60 руководство ОСК и Балтийского завода говорило о перспективах закладки еще двух ледоколов проекта, что позволило вывести серию в прибыль для самих судостроителей. Это совпадало бы с планами развития инфраструктурных объектов в российской Арктике. Но исходя из последней ситуации в мире и ситуации с энергоносителями, рынками сбыта и т.д. вопросы с продолжением серии 22220 пока остаются.