Найти тему
С Богом по жизни

Поступать по вере

“Итак, братья мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правду Божию. Поэтому, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнителями слова, а не слушателями только, обманывающими самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своих действиях. Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира” (Иак. 1:19-27).

Соломон начинает шестую главу книги Екклесиаста пронзительными словами: “Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми” (Еккл. 6:1). Мне кажется уместным начать наш урок этими словами, ибо грех и сейчас существует, и существовал он в теле Христовом с самых дней Иакова. Это зло ослабляет нашу действенность в окружающем нас мире. Оно нейтрализует наше влияние и сводит на нет наше воздействие на людей, которых мы знаем. Оно создает проблему несоответствия нашего учения нашей практике — того, что мы слышим, тому, что мы делаем; того, во что мы верим, тому, как мы поступаем. Рассмотрев проблему испытаний и искушений, Иаков подробно останавливается на основной теме своего послания: вера должна изменить то, как мы живем и как поступаем.

Столкнувшись с теми, кто говорит одно, а поступает совершенно по-другому, мы обычно называем их лицемерами. Греческое слово, переводимое “лицемерие”, имело отношение к исполнению роли на сцене. Никто не может объяснить почему, но, похоже, лицемерие чаще всего можно встретить в религии. Почти каждый из нас знаком с кем-то, кто ходит по воскресеньям на богослужение и принимает участие во всех мероприятиях, но остальные шесть дней недели живет грешной жизнью. Иисус говорил людям (Лк. 6:46), что слова из их уст без какого бы то ни было послушания в их жизни были не чем иным, как лицемерием.

Послание Иакова ясно показывает, что настоящая вера действительно меняет жизнь человека — его суждения, его характер, его речь, его привычки, его выбор друзей и т.д. Наши притязания на духовность не имеют значения; значение имеет то, что управление нашей жизнью было передано воле Господа Иисуса.

В Иак. 1:19-27 Святой Дух посредством Иакова указывает на три области, в которых вера должна изменить нашу жизнь.

ГНЕВ И ЯЗЫК

Способность человека сдерживать свой гнев и свой язык — один из самых лучших тестов, показывающих, находятся ли его вера и его жизнь в гармонии между собой. Вы можете сдерживать свой гнев? Вы знаете, когда надо замолчать? Человек, известный своим вспыльчивым характером и острым языком, не улучшит свою репутацию как христианин. Поэтому Иаков говорит: “Итак, братья мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правду Божию” (Иак. 1:19, 20).

Иаков соединяет все эти черты в одной ситуации. Разве мало вы видели, как кто-либо, рассердившись, начинает говорить, когда этому человеку следовало бы слушать? Такой недостаток приобретает особую значимость, когда проявляется на религиозной почве. На протяжении многих столетий христиане подвергались насмешкам и колкостям и не всегда отвечали так, как подобает христианам. Возьмите наше собственное движение за возрождение новозаветной церкви и ту критику, которую часто высказывают по этому поводу. Как мы реагируем, когда оказываемся объектом подобной критики? Разве не появляется в нас злость и желание “задать им”? “Сорваться” и “выпустить пар” может быть естественной и самой непосредственной реакцией, но это неправильно. Иаков говорит, что если наша вера действительно изменяет нас, тогда мы будем “скоры на слышание, медленны на слова и медленны на гнев” (Иак. 1:19).

УМ И СЕРДЦЕ

На проповедь евангелия откликаются по-разному. Афинские философы “насмехались” (Деян. 17), но три тысячи людей в день Пятидесятницы приняли евангелие (Деян. 2). Почему возникают такие разногласия, когда возвещают “благую весть”? Причина разногласий заключена не в евангелии, но, как учил Иисус в притче о сеятеле (Лк. 8:4-15), в тех, кто слышит Слово.

Иаков в своем послании о “практическом христианстве” рассматривает эту тему, делая акцент на том, как Слово изменяет повседневную жизнь христианина. Тема 1:21 — восприятие Слова Божьего. Это Слово может “спасти”, но только в том случае, если христианин позволит ему “насадиться” (глубоко укорениться) в своем сердце.

Что надо сделать, чтобы создать сердце, которое таким образом воспримет Слово? В этом стихе показано, что сердце, которое правильно воспримет Слово и принесет хорошие плоды, должно обладать двумя необходимыми качествами. Во-первых, оно должно “отложить всякую нечистоту и остаток злобы”. Некоторые не дают Слову “насадиться” в своих сердцах, потому что там нет для него места. Их покаяние в прежнем образе жизни не было полным. Евангелие не проявит себя в формировании христианских качеств и преданности в человеке в полной мере, пока он не откажется от всего греховного, что осталось от его прежней жизни. Во-вторых, он должен “в кротости” принять осуждение и наставление от евангелия. Некоторые христиане сердятся, когда Библия осуждает какой-либо грех, который они любят совершать, и обижаются на проповедника или учителя, который обращает на этот факт их внимание. Христианин никогда не будет таким, каким он должен быть, пока не отречется от себя и не позволит Богу направлять свою жизнь через Слово. Составные части доброго и приносящего хорошие плоды сердца — это чистота и кротость. Любой человек, сердце которого обладает этими качествами, станет духовно сильнее и выше.

ПУТЬ И ДЕЛА

Чтобы приносить пользу, истины евангелия должны быть воплощены в конкретные действия. Бесполезно посещать богослужения и слушать проповеди, проявляя кратковременный интерес к какой-либо важной истине, если в результате не меняется фактическое поведение человека. В одной общине, где я проповедовал, я познакомился с человеком, любившим проповеди шумные, прямолинейные, гневные, с “геенной огненной и серой”. Он подходил и объявлял, как сильно ему понравилась данная проповедь, даже когда она была обращена непосредственно к нему. Мне часто приходило в голову: почему ему нравятся такого рода проповеди, особенно, если учесть, что он ни разу не проявлял никаких признаков изменений? Однажды я это понял. Он думал, что если он может склонить голову и согласиться с подобной проповедью, тогда с ним все в порядке. Именно поэтому Иаков говорит: “Будьте же исполнителями слова, а не слышателями только, обманывающими самих себя” (Иак. 1:22).

Выражая необходимость нашего повиновения Слову, Иаков выделяет три момента. Во-первых, в стихах 23 и 24 он описывает сущность человека, который слышит и забывает. Вы можете себе представить, как человек смотрится в зеркало и “тотчас” забывает, как он выглядит? Иакову трудно вообразить, как кто-то слышит Слово, а затем сразу же забывает его. Лицемер слушает, одобрительно кивает и даже заявляет о своем согласии с этой истиной, но затем продолжает поступать по-своему и жить в точности так, как ему нравится, даже если при этом он должен пренебречь истиной, которую только что услышал. Во-вторых, в стихе 25 Иаков говорит, что Бог обещает благословение тем, кто повинуется Слову. Вполне очевидно, что это блаженство — спасение, упомянутое в стихе 21. В заключение Иаков говорит о двух сферах повиновения — о двух требованиях, связанных с их слышанием и действиями. Первое, в стихе 26 он спрашивает: “Вы обуздываете свой язык?” Иаков знает, какие неприятности язык доставлял им и доставляет нам; поэтому он неоднократно подчеркивает, что наша вера должна что-то сделать для нашего языка. Второе, в стихе 27 он хочет знать, проявляем ли мы действенную заботу о нуждающихся. В наших общинах мы так много спорим о том, “как” и “зачем” помогать другим, что забыли о нужде! Мы были бы самыми большими лицемерами, если бы пренебрегали нуждающимися, потому что наш Господь всегда заботится о них. Нам нужно следовать примеру Иисуса в том, как помогать людям. Иисус любил людей и всячески старался помочь им. Благодаря Его деятельной любви Его учение, которое Он проповедовал, слушали доброжелательно, — мы можем сделать не меньше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Один из больших грехов древних израильтян состоял в том, что они свели свою веру к обряду и церемонии. Они пренебрегали практическими делами и просто придерживались внешней формы. Пророк Михей передал мнение Яхве по этому поводу:

«“С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или несчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей?” О человек! Сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:6-8).

Божье отношение не изменилось; Ему по-прежнему противно лицемерие. Он требует, чтобы мы жили в соответствии с нашей верой.

Сатана (дьявол) и его бесы | С Богом по жизни | Дзен