Найти тему
Историк Вещает

Переписывание Второй Мировой Войны в компьютерных играх. Опасно ли это?

Великая Отечественная война оставила шрамы в сердцах миллионов людей народов бывшего Советского Союза. О подвигах людей той эпохи написано множество книг, создано огромное количество картин и фильмов, которые заключают в себе историческую память поколений об этом событии. Но отдельным и относительно новым видом проявления и формирования исторической памяти о войне стали компьютерные игры. Начиная с 1990-х игры как про Вторую Мировую Войну в целом, так и про Великую Отечественную Войну приобрели широкую популярность. Связать это можно с появлением персональных компьютеров в массовом доступе, а также с тем, что военные события до этого никогда не показывали в подобном виде: теперь игроки становились как бы не отвлеченными зрителями, а соучастниками исторических событий, им предлагалось моделировать действия военных, на личном опыте воображаемого участия узнать и сформировать свою точку зрения на значимые военные кампании. Разработчики игр почувствовали интерес аудитории к переживанию подобного виртуального опыта, поэтому на середину 2000-х годов пришелся пик создания множества видеоигр о Второй мировой войне. Но в последние годы интерес к подобным играм стал падать. Связано это с тем, что игр на эту тематику стало очень много, и они были однообразными, и игрокам по всему миру они наскучили.

Сегодня, в условиях государственной борьбы с фальсификацией истории Второй мировой войны, компьютерные игры являются недооцененным фактором воздействия на историческую память молодежи, ведь нередко первое знакомство с некоторыми историческими событиями школьников происходит не на уроках истории, а значительно раньше, в ходе компьютерной игры. Образовательный потенциал игр, с одной стороны велик: они являются красочной иллюстрацией к событиям, помогают легче запоминать исторические события. С другой стороны, очевидны и негативные стороны этого процесса: молодежь воспринимает игры о войне как правдивые и неангажированные, но при этом не пытается искать достоверные источники информации. Основным центром создания самых известных и привлекательных игр о той войне являются страны Запада, а именно США, Канада и Западная Европа. Россия и страны СНГ из этого плана сильно выбиваются, хотя в начале 2000-х годов там выходили игры, которые до сих пор считаются на Западе продвинутыми и до сих пор берутся за основу для более новых и современных игр: «ИЛ-2 Штурмовик», «В тылу врага» и др.

В тылу врага

Игра увидела свет в 2004 году благодаря украинской компании Best Way и компании 1С. На тот момент игра являлось прорывной во многих аспектах, которые спустя некоторое время были позаимствованы для Company of Heroes, которая вышла двумя годами позже. Что касается сюжетной составляющей, то в игре представлено 4 компании:

Игра увидела свет в 2004 году благодаря украинской компании Best Way и компании 1С. На тот момент игра являлось прорывной во многих аспектах, которые спустя некоторое время были позаимствованы для Company of Heroes, которая вышла двумя годами позже. Что касается сюжетной составляющей, то в игре представлено 4 компании:

Советская - «Катюша»

Американская - «Дорога на Берлин»

Британская - Проект «Америка»

Немецкая - «Ярость Тигра»

В данном параграфе сделаем акцент лишь на двух компаниях: советской и немецкой.

Итак, советская компания «Катюша» представлена 5 миссиями.

Весь сюжет разворачивается весной 1942 года. Игра сражу повествует нам о провальном наступлении Красной Армии под Харьковым и то, что сейчас наши войска пытаются выбраться из окружения. Для этого игроку предстоит отбить у немцев город Чепель, чтобы помочь избежать своим союзникам.

Рис. Техника, которая дается игроку для выполнения миссии. Слева танк Т-34/76 обр.1941 года. Справа бронеавтомобиль БА-20.
Рис. Техника, которая дается игроку для выполнения миссии. Слева танк Т-34/76 обр.1941 года. Справа бронеавтомобиль БА-20.

Сразу стоит отметить, что с точки зрения фальсификации истории, в этой игре гораздо меньше спорных моментов, чем в игре «Company of Heroes 2». Главной задачей игрока становится рациональное использование военной техники для минимизации потерь личного состава. Так, советская компания начинается с того, что после успешного освобождения города, игрока сразу же отправляют на железнодорожную станцию Пришиб, чтобы уничтожить немецкие танки.

Во время прохождения миссии «Монастырь» игроку предстоит играть за выживших десантников, которые должны избежать окружения. В этой миссии есть возможность захватывать и использовать военную технику против врага, чего нет, например, в игре «Company of Heroes». По сюжету игры, немецкие войска смогли захватить БМ-13 «Катюша» и хотели отправить ее в Германию для изучения. У десантников стояла задача уничтожить ее. Все последующие миссии советской компании будут направлены на захват этой машины и ее уничтожения. В целом, необходимо отметить, что в игре должным образом демонстрируются и патриотизм десантников, и другие подвиги советских солдат, к которым получается приобщиться игроку.

Рис. БМ-13 «Катюша» в городе-герое Тула. 
Рис. БМ-13 «Катюша» в городе-герое Тула. 

Второй важной компанией в игре является немецкая под названием «Ярость Тигра». Здесь игровой сюжет строится на захватывающих военных событиях, связанных с именем немецкого танкиста из состава 501-го тяжелого танкового батальона, знаменитого аса Михаэля Виттмана. Эта сюжетная линия привлекает многих разработчиков видеоигр (например, встречается также в игре «Company of Heroes»). Обе игры по-разному показывают бой у Виллер-Бокаж. Если в «Company of Heroes» бой представлен в лице одной миссии до подбития танка Виттмана, то «В тылу Врага» это 5 миссий. И здесь начинаются первые неточности самой игры. Сейчас предлагаю обратить внимание на следующие скриншоты.

Рис. Танк Тигр с номером 222
Рис. Танк Тигр с номером 222

Рис. Танк «Тигр» с номером 205
Рис. Танк «Тигр» с номером 205

Дело в том, что под управление игроку с самой первой миссии дается три танка: два тигра, которые представлены на скриншотах выше и еще один танк т-4. Спорным моментом здесь является то, что ни один из танков не участвовал в знаменитом бое. Танк с «номером 222» в действительности принадлежал Виттаману и его экипажу, но он был брошен из-за поломки, и экипажу пришлось пересаживаться на танк с «номером 212». В самой же игре танка с таким номером просто нет.

-6

Таким образом, данная стратегия на момент 2004 года была самой прорывной в своем жанре. На тот момент не имелось ничего подобного в игроиндустрии. Игра стала хитом на долгие годы и завоевала сердца фанатов, формируя их представления о военной технике Великой Отечественной войны, основных событиях, подвигах солдат. Игра хоть имела недостатки в виде не самой наилучшей графики, но все же сильные стороны этой взяли вверх: необычная механика управления, различные задания, а также сюжет были привлекательны для молодежи. В этой игре впервые удалось реализовать сразу 4 компании за разные нации, что является, скорее, спорным моментом. Сюжет здесь показывает союзников как людей, которые воюют против зла в виде Германии, хотя здесь и впервые появляется кампания, в которой игрок может играть за немцев. Тем не менее, советскую кампанию однозначно можно рекомендовать учителям для визуализации событий Великой Отечественной войны на уроках истории или во внеурочной деятельности, но с максимально корректной методической справкой, чтобы избежать неверной трактовки учащимися событий тех лет.

Company of Heroes

-7

Данная игра увидела свет в 2006 году. На тот момент игра являлась одной из продвинутых в своем жанре, завоевав множество наград на различных конкурсах. Игра разрабатывалась канадской студией «Relic Entertainment».

Как и в большинстве игр, созданных западными компаниями, события игры начинаются со «Дня Д» (6 июня 1944 года), где игроку предстоит командовать как десантниками, так и ротой «Эйбол». Помимо операции «Оверлорд» игрок также участвует и в операции «Редболл Экспресс» по захвату важного города в Бретани Шербура, который был значим для высадки союзников. Помимо этого игрок поучаствует и в окружении 7-ой немецкой армии в Фалезском котле, что является историческим фактом. На протяжении всех двух компаний игрок не встретит ни одного упоминания о вкладе СССР в самой войне. В оригинальной игре содержится лишь основное упоминание о событиях войны со стороны американцев. Помимо этого, на заставочных роликах, показывающие на карте основные событиях «Дня Д», показываются британские части, а также можно заметить польские части (1-ую польскую танковую дивизию), а также демонстрируется участие канадцев в этих исторических событиях.

В 2006 году игра вызвала у игроков восторженные отзывы. Многим игрокам понравилась проработанная графика, техника, солдаты, разрушения и реалистичные эффекты боя (языки пламени, стрельба, дымовая завеса). Несмотря на все положительные отзывы, игра имела недостаток - это отсутствие других компаний. Поэтому сразу же после выпуска оригинальной игры компания приступила к созданию дополнений к ней.

Company of Heroes: Opposing Fronts

-8

Данное дополнение вышло в 2007 году и является одним из первых дополнений к данной серии. Здесь разработчики, как и в другом дополнении, решили не отходить от событий «Дня Д» и взяли за основу другие нации. Первой компанией выступает британская «Освобождение Кан». Сюжет данной компании выступает от лица 2-ой британкой армии, где игроку предстоит принять участие в командовании войсками и своими успешными действия освободить Кан. За основу этого сюжета разработчики взяли события не просто события битвы за Кан, но и операции, которые проводились по его захвату и дальнейшего продвижения:

1. Операция «Нептун»;

2. Операция «Перч»;

3. Операция «Мартлет»;

4. Операция «Эпсом»;

5. Операция «Виндзор»;

6. Операция «Чарнвуд»;

7. Операция «Юпитер»;

8. Операция «Гудвуд»;

Рис. Первая миссия за 2-ую британскую армию
Рис. Первая миссия за 2-ую британскую армию

Рис. Колонна 2-ой британской армии по дороге из Бурона в Оти
Рис. Колонна 2-ой британской армии по дороге из Бурона в Оти

Сама компания за состоит из 10 миссий. 3 миссии будут проходить в самом городе Кане, где игроку предстоит не просто захватить сам город, но и ввязаться в городские бои, а также сдержать наступление 1-ой танковой дивизии СС. Окончание компании произойдет в миссии Бургебу, где 2-ой британской армии предстоит уничтожить остатки 1-го корпуса танковой дивизии СС.

Второй компанией выступает немецкая «Операция Огород». События данной компании разворачиваются в Голландии с 17 по 24 сентября 1944 года, после окружения 7-ой немецкой армии в Фалезском котле. Игроку предстоит принять командование штурмовой группы «Леер». Танковой группе предстоит проделать путь по шоссе 69 «Адская дорога» из Вольфхезе до самого Арнхема. События, описываемые в самой игре, представляют боевые действия союзников в операции «Маркет Гарден» (операции англо-американских войск, проводимая в период с 17 по 27 сентября 1944 года. Целью данной операции был обход немецкой линии «Зигфрида» через город Арнхем).

Сами события игры здесь демонстрируются не только от лица командования, но и от лица двух братьев: Альдрих и Вольфганг.

Рис. Два брата. Слева Альдрих, а справа Вольфганг.
Рис. Два брата. Слева Альдрих, а справа Вольфганг.

Игра крайне внимательно относится к психологической трансформации персонажей. На протяжении всей компании будет наблюдаться перемена настроения у Альдриха. В первых миссиях это явление не замечается, но затем у героя появляются сомнения в смысле войны, поскольку дом главных героев пострадал от бомбардировки. Вольфганг на протяжении всей истории, как и его брат, будет верен Германии, но в самом конце его охватят такие же сомнения, как и Альдриха. Связано это будет со смертью последнего. Альдрих в конце выступает как надежда немецких солдат на победу, но с его смертью даже Вольфганг, который верил во все национал-социалистические идеи, проникся паническими настроениями. С этой кат-сценой разработчики поставили перед игроком множество этических вопросов, на которые он должен сам себе ответить. В данном дополнении создатели не показывали зверств нацистского режима на оккупированных территориях. Игра показывает войну от лица солдат «Вермахта». В данном случае главной проблемой является вопрос, насколько уместно предлагать игроку примерить на себя роль солдата Вермахта (при условии, что в ходе игры этот солдат полностью меняет свое мировоззрения, осознавая трагические последствия своих действий). Игра вполне отвечает интересу массовой культуры последних лет к чувствам простого солдата на войне (вне зависимости от стороны его участия в боевых действиях), тем не менее, вопрос об уместности игры за персонажа из немецкой армии остается открытым.

Рис. Смерть Альдриха. И разочарование Вольфгана
Рис. Смерть Альдриха. И разочарование Вольфгана

Рис.  Слева представлена эмблема 2-ой Британской армии. Справа, представлена эмблема, наносимая на броню немецких танков из учебно-штурмовой группы «Леер».
Рис. Слева представлена эмблема 2-ой Британской армии. Справа, представлена эмблема, наносимая на броню немецких танков из учебно-штурмовой группы «Леер».
Рис. Бой десантного подразделения «Коммандос» с частями группы «Леер»
Рис. Бой десантного подразделения «Коммандос» с частями группы «Леер»

Вывод. Данное дополнение является одним из последних к оригинальной игре. Здесь разработчики потрудились над мелкими недостатками прошлой части и привнесли новые новшества: техника, различные механики улучшения персонажа и другое. Но, пожалуй, главной особенностью данной части является ее философский настрой, стремление привлечь игрока к решению моральных и этических дилемм. По окончании каждой компании игрок начнет задавать себе множество вопросов о смысле войны. Это можно заметить, как на примере смерти Альдриха, так и в британской компании, где игрок становится свидетелем ряда трагических смертей второстепенных персонажей. Разработчики попытались через взгляды тех людей передать историческую психологию участников Второй Мировой войны, что, безусловно, ценно для поддержания интереса к этой теме.

Company of Heroes: Tales of Valor

-15

Данное дополнение вышло в 2009 году. Оно являлось вторым дополнением к оригинальной игре. Игра является прямым продолжением оригинальной игры и продолжает события «Дня Д». Сюжет игры представлен двумя кампаниями: британской и немецкой. Стоит отметить, что это была не первая игра, которая показывала компанию со стороны Третьего Рейха. Первой в подобном жанре выступила упомянутая выше «В тылу врага», которая вышла в 2004 году от украинской компании «Best Way». За Германию игроку предстоит сыграть в двух разных компаниях, которые отражают события, предшествующие Фалезскому котлу. Первой немецкой компанией выступает «Сердце тигра». Здесь игроку предстоит сыграть за экипаж немецкого танка «Тигр» (Panzerkampfwagen VI Ausf. E). Миссия примечательна тем, что берет за основу реальный бой, который состоялся между частями 7-ой британской бронетанковой дивизии «Пустынные крысы» и немецкими войсками у города Виллера-Бокаж, где одним из танков командовал знаменитый танковый ас Михаэль Виттман. Во время этого боя Виттман потерял свой танк с номером «212» и был вынужден бросить его в городе. Через некоторое время Виттман со своим экипажем и другими соединениями заняли город. На этом и заканчивается данная сюжетная кампания. Но делаем здесь оговорку на то, что Виттмана на гауптмана Восса. В данной связи не удалось найти информации о том, почему разработчики заменили реального персонажа на вымышленного. Единственным предположением здесь может служить лишь нарушение авторских прав или же избежание возможного конфликта с потомками Виттмана. Как и в игре «В тылу врага» персонаж Виттман-Восс предстает как опытный командир, достойный противник союзников. О негативных сторонах его личности или участии в войне на Восточном фронте не упоминается.

Рис. Танк на котором воевал знаменитый танковый ас Михаэль Виттман
Рис. Танк на котором воевал знаменитый танковый ас Михаэль Виттман

Рис. В игре танк Михаэля Виттмана представлен под боевым номером «205».
Рис. В игре танк Михаэля Виттмана представлен под боевым номером «205».

Вторая немецкая компания «Ущелье Фалаис» охватывает события, которые происходят параллельно битве за Шамбуа (состоялась с 18 по 20 августа 1944 года), проходившей в оригинальной игре. Здесь игроку предстоит сдерживать натиск в городе Трюн и попытаться задержать продвижение не только американских войск, но и британцев с канадцами, а также попытаться спасти оставшихся немецких солдат. В это же компании охватываются события операции «Люттих» (проводилась в период с 7 по 13 августа 1944 года). Данная операция проводилась немецкими танковыми войсками при поддержке пехоты. Суть этого маневра заключалась в том, чтобы отбросить союзников к побережью Нормандии, а также выдвинуться и замкнуть американские войска на полуострове Котантен. Операция полностью провалилась, а в самой игре можно проследить отступающие немецкие войска.

Рис. Отступающие немецкие войска после неудавшейся попытки отбросить союзников
Рис. Отступающие немецкие войска после неудавшейся попытки отбросить союзников
Рис. Михаэль Виттман
Рис. Михаэль Виттман

Американская кампания в игре охватывает всего 3 миссии. События разворачиваются от лица парашютистов из состава 505-го воздушно-десантного полка, которым необходимо захватить город Копиньи и удержать его до подхода основных сил с побережья Нормандии. Сами события происходят за день до высадки англо-американских войск. В этих миссиях игроку предстоит захватить сам Копиньи, затем попытаться его удержать, а затем отойти за дамбу и прорвать оборону немцев.

Вывод. Данное дополнение взяло лучшие от оригинальной игры и от дополнения «Company of Heroes: Opposing Fronts», которое вышло двумя годами ранее. Визуальные и технические эффекты также остались на высоком уровне. Кампании интересны для игроков тем, что показывают войну с позиций немцев и со стороны союзников (выше уже говорилось о проблеме этичности подобного подхода к сюжету). Неясно, почему в кампании «Сердце тигра» разработчики приняли решение о замене реального персонажа на вымышленного. Кроме того, если во время реального боя Виттмана было уничтожено около 25 танков, хотя многие историки настаивают на 13 танках, то в самом сюжете, пусть и за вымышленного персонажа, игрок уничтожает намного больше техники, демонстрируя тем самым военную мощь немецких войск. Кроме того, компания Relicвзяла за основу компанию «Ярость Тигра» из игры «В тылу врага» 2004 года. Стоит сказать, что в плане проработанности механики игра была намного продуманнее, нежели ее западный аналог.

Company of Heroes 2

-20

После выхода оригинальной игры в 2006 году и выпущенных дополнений, пользовавшихся огромной популярностью по всему миру, компания Relic Entertainment принялась за создание новой части. Новая игра вышла 25 июня 2013 года. За основу сюжета была взята компания за СССР. Кроме того, в игру также добавили и сюжет за американцев. О последней компании мы говорить не будем, а сосредоточимся больше на компании за СССР, поскольку именно эта компания вызвала больше всего споров в странах СНГ. Итак, компания за СССР представляет собой 14 миссий, которые охватывают события с сентября 1941 по май 1945 года. Здесь игроку предстоит ощутить на себе совершенно другую армию, которая отличалась как самим вооружением, принципом формирования войск, так и театром военных действий. Вообще, с технической точки зрения сама игра претерпела огромное количество изменений, которые сделали ее еще лучше. Разработчики поработали над физикой разрушения, горения и многим другим. По такому описанию игра должна была стать хитом продаж не только на Западе, но и в странах СНГ, надеявшихся на демонстрацию важнейшей роли советского народа в победе над гитлеровскими войсками. Как показала реальность все вышло совершенно не так, как того хотели игроки и разработчики.

Проблемы с игрой у компании на начальном этапе продаж не возникло, пока игра не попала в поле зрения популярного видеоблогера Евгения Баженова, автора канала «BadComedian». Блогер снял видео, в котором на всю Россию говорил о том, что игра была создана «нацистами», а также то, что она оскверняет подвиг советских солдат. После публикации видео в YouTube, оно попало в объектив российских телеканалов и против самой игры начали создаваться петиции о запрете продаж этой игры на территории СНГ. Получившая столь негативные отзывы, затрагивающие чувства потомков советских солдат, на протяжении 8 лет игра абсолютно не пользуется популярностью в России. Но все последние годы показывают, что мнение об этой игре постепенно стало меняться. Данное явление можно заметить на платформе YouTube, где многие люди заявляют, что игру просто неправильно рассматривали и недооценили.

Итак, сам сюжет игры повествует о событиях Великой Отечественной Войны. Но сама кампания за СССР начинается не на полях сражений, а в Норильском лагере в 1952 году. Здесь нас сразу познакомят с двумя главными действующими лицами, диалог между которыми будет являться своеобразным прологом к каждой игровой миссии: Лев Абрамович Исакович и Чуркин. Вторым важным элементом сюжета являются дневники самого Исаковича, в которых он вспоминает произошедшее с ним на войне.

Рис. Лев Абрамович Исакович в Норильском Гулаге. 1952 год.
Рис. Лев Абрамович Исакович в Норильском Гулаге. 1952 год.
Рис. Полковник НКВД Чуркин.
Рис. Полковник НКВД Чуркин.

Стоит сказать несколько слов о главных персонажах игры. Главный протагонист – Исакович - представляет собой лейтенанта РККА, который во время войны переквалифицируется в военного корреспондента. В игре он будет представлять некую сторону добра и правды. Что же касается Чуркина, то тут все неоднозначно. На протяжении всего сюжета его роль в нем будет не ясна. Единственное, необходимо сказать, что по мере развития сюжета он поменяет свои взгляды из-за прочитанных им записей Исаковича. На протяжении всей игры можно заметить, что на страницах книги имеются лишь иллюстрации, которые не поясняют того, что именно происходило в самих миссиях. Тут однозначно напрашивается вопрос о силе этого источника. Не вполне понятно, почему разработчики делают акцент на некоем документе, о содержании которого игроку можно лишь догадываться.

Рис. Одна из страниц книги, где Исакович писал о тех событиях, которые он сам видел и пережил.
Рис. Одна из страниц книги, где Исакович писал о тех событиях, которые он сам видел и пережил.

Первая миссия начинает повествование с сентября 1942 года в Сталинграде. (Сталинградская битва демонстрируется в большинстве западных игр о Великой Отечественной войне, тогда как нередко другие, не менее важные операции Красной армии остаются неизвестными). В этой миссии имеется спорный момент, формирующий негативное отношение игрока к бойцам НКВД, а именно расстрел солдат войсками НКВД.

Рис. Командир заграотряда предупреждает солдат об измене Родине.
Рис. Командир заграотряда предупреждает солдат об измене Родине.

Эпизод из игры действительно неоднозначный. С одной стороны, здесь можно понять солдат, которые не могут двигаться дальше, поскольку они попали под перекрестный огонь. Эти бойцы хотели выжить. Но другая сторона показывает, что на фронте к тому моменту действовал знаменитый приказ 227 «Ни шагу назад». В данной сцене командир и опирается на данный приказ, хоть и называет его «Приказ товарища Сталина». Следующая миссия разворачивается на подступах к Москве. Какой именно город мы удерживаем, игра изначально не поясняет, но перед игроком ставится задача задержать немецкие войска, а также уничтожить то, что не смогут вывести войска РККА. Здесь присутствует, как минимум, 3 спорных эпизода. Начать стоит с первого, а именно с поджога дома.

Рис. Поджог дома советскими огнеметчиками.
Рис. Поджог дома советскими огнеметчиками.

Данный эпизод вызвал негодование среди граждан стран СНГ, поскольку в их глазах советских солдат просто выставили уничтожителями мирного населения. В данной миссии можно и не сжигать дом с его жителями, для этого игроку необходимо расставить огнемётчиков по разным сторонам от дверей и таким образом удастся избежать ненужных жертв. Тем не менее, этот вариант развития событий не является очевидным для игрока.

Следующим спорным моментом является поджог поля. Эпизод вызвал такое же негодование, как и предыдущий, но тут опять стоит сказать, что и этого можно избежать, если выделить союзные войска и отвести их от поля. Кроме этого, сама игра предусматривает это задание как дополнительное, а не как основное, т.е. его выполнение не обязательно. И последним моментом в данной миссии стала катсцена[1], где на глазах у Исаковича взрывают мост через реку. Спорный момент здесь состоит в том, что там остались солдаты. С этим эпизодом разберемся чуть подробнее. Отметим, что взрыв моста был запланирован советским командованием. Такие действия говорят о том, что если враг прорвет оборону, то мост следует взрывать, чтобы избежать разгрома отступающих частей. А как мы видим на скрине, на солдат едет немецкий танк, а, значит, это создает угрозу уничтожения частей, которые уже отступают на новые рубежи.

Стоит отметить, что сцена хоть и не однозначная, но во время войны подобные эпизоды случались, как, например, в боях за Псковом произошел подобный инцидент:

«В результате преждевременного взрыва моста часть сил 118-й и 111-й дивизий не успела вовремя отойти за реку Великую; бойцы вынуждены были переправляться на подручных средствах, под натиском подошедшего противника, бросив технику и артиллерию. В результате обе дивизии оказались разрозненными и деморализованными».[1]

Следующие миссии «Подкрепление в пути» и «Чудесная зима» рассматривает бои в районе Мценска (происходившие в период с 30 сентября по 23 октября 1941 года в ходе орловско-брянской операции). Заметным отличием этих миссий является то, что они действие в них происходит зимой. В этих двух миссиях не имеется спорных моментов. Отметить тут стоит особенности выживания. Дело в том, что сама игра заставляет игрока искать костры и греть своих бойцов. В целом, для демонстрации тягот и лишений советских солдат такая миссия вполне оправдана, поскольку зимой с декабря 1941 по февраль 1942 года температура опускалась до -40 градусов.

Следующие миссии переносят нас из заснеженных полей и окопов в городские бои Сталинграда, который выступал самой первой миссией. Однозначного ответа на вопрос о том, зачем разработчики приняли решение о нарушении хронологии событий, нет.

В Сталинграде игрок проведет не одну миссию. Спорные моменты тут также присутствуют. Начать здесь стоит с убийства солдата, который спасал лейтенанта Исаковича.

[1] Пернавский Г. Мельтюхов М.И, Пыхалов И. В, Осокин А, Шубин А. В. Комаров Д. Е., Гончаров В, Морозов. А Трагедия 1941-го года. Причины катастрофы. ОТ ДВИНСКА ДО ПСКОВА. 2008

В Сталинграде игрок проведет не одну миссию. Спорные моменты тут также присутствуют. Начать здесь стоит с убийства солдата, который спасал лейтенанта Исаковича.

Рис. Командир расстреливает солдата, который спас лейтенанта Исаковича.
Рис. Командир расстреливает солдата, который спас лейтенанта Исаковича.

Здесь разработчики предлагают игрокам негативный образ советского командира, который убил солдата без суда и следствия. В катсцене до этого момента Исаковича завалило обломками разрушенного здания. Солдат хотел спасти лейтенанта, но тот приказал ему уходить. Солдат оставил свой пост и спасал Исаковича, за что и был расстрелян.

Здесь важно понимать, что боец оставил самовольно свою позицию, не предупредив командира об этом, что по законам военного времени каралось расстрелом. Поэтому эта сцена, вызывающая столь противоречивые чувства, тем не менее, не демонстрирует расхождений с нормативно-правовыми актами военного времени. Отметим, что похожие случаи то же были на войне, но происходили в других обстоятельствах:

«За последнее время наблюдаются частые случаи незаконных репрессий и грубейшего превышения власти со стороны отдельных командиров и комиссаров по отношению к своим подчиненным.

Лейтенант 288 сп Комиссаров без всяких оснований выстрелом из нагана убил красноармейца Кубицу.

Бывший начальник 21 УР полковник Сущенко застрелил мл. сержанта Першикова за то, что он из-за болезни руки медленно слезал с машины».[1]

После Сталинградского сражения через катсцены игрока знакомят с еще одним героем, сержантом Пожарским.

[1] Приказ Народного Комиссара Обороны СССР 4 октября 1941 года № 0391 «О фактах подмены воспитательной работы репрессиями»

После Сталинградского сражения через катсцены игрока знакомят с еще одним героем, сержантом Пожарским.

Рис. Сержант Пожарский.
Рис. Сержант Пожарский.

От его лица игрок будет проводить миссии в районе Ленинграда. Здесь разработчики охватили события прорыва блокады Ленинграда, а именно события с 12 по 30 января 1943 года. В самих миссиях спорных эпизодов не имеется, но однозначным плюсом данных миссий является то, что показывают события, которые в играх демонстрируются редко.

После Ленинградских сражений игрока вместе с Исаковичем и Пожарским перебрасывает под Оршу. Здесь игроку предстоит ощутить на себе наступательную операцию «Багратион», которая оканчивается для советских войск полной победой и уничтожением частей группы армии «Центр». Как мы знаем из истории, после успешного наступления в Белоруссии советские войска подошли вплотную к границам Польши. Польша на тот момент была оккупирована немецкими войсками, а граждане этой страны желали освободиться от захватчиков. Именно поэтому в августе 1944 года в Варшаве вспыхнуло восстание. Чтобы подчеркнуть подвиг поляков в войне разработчики ввели миссию за польских партизан «Сельская Польша». Здесь игроку предстоит познакомиться с новым персонажем полячкой Аней Зеленски, которая всей душой и сердцем желает освободить свою страну от немцев.

Рис. Аня Зелински.
Рис. Аня Зелински.

Под ее командованием игроку предстоит отыграть роль партизан, которые пытаются найти «языка» для Пожарского. В самой миссии будут встречаться маленькие концентрационные лагеря, где можно будет заметить множество убитых людей. Такие добавления разработчиками призваны показать ужасы нацистского режима в Польше. Кроме того, стоит упомянуть и о миссии в Люблине, которая проходила ранее. Там игрок в самом конце миссии встречается с Люблинским концлагерем в замке, где находит множество трупов советских солдат и военнопленных. В действительности такой имелся на территории данного города.

Рис. Люблинский концентрационный лагерь.
Рис. Люблинский концентрационный лагерь.

В польских миссиях имеется один негативный момент, а именно убийство Ани Зелински.

Рис. Полковник Пожарский расстреливает польских повстанцев со следующими словами: «эти поляки - жулики и капиталисты. Как только уйдут немцы, поляки начнут воевать с нами. А мы и так слишком долго воюем, вам не кажется? Ничего личного!».
Рис. Полковник Пожарский расстреливает польских повстанцев со следующими словами: «эти поляки - жулики и капиталисты. Как только уйдут немцы, поляки начнут воевать с нами. А мы и так слишком долго воюем, вам не кажется? Ничего личного!».

Безусловно, данный эпизод формирует у многих игроков отвращение к полковнику Пожарскому, который, тем не менее, в предыдущих миссиях героически сражался в ходе операции «Искра». Объяснить это можно тем, что сейчас общество стало более гуманным и толерантным. Проявление таких моментов в играх может вызвать обвинения в разжигании национальной розни. В то время взгляды Пожарского на поляков были вполне исторически обоснованными и объяснимыми, и вражду между СССР и Польшей можно проследить на протяжении всего межвоевоенного периода. Подтвердить реальность слов Пожарского о необходимости борьбы с польским подпольем можно цитатой Начальника штаба партизанского движения Понамарева:

В октябре 1944 г. Москва потребовала от органов НКВД и «СМЕРШ» в Польше, а также от ПКНО резкого ужесточения политики по отношению к подполью. Отныне аресту подлежали не только офицеры АК, но и рядовые, даже те, кто уже летом был задержан и отпущен сразу после разоружения.

В июле 1944 г. были разоружены также несколько других групп польского Сопротивления, хотя отряды АК еще не начали в то время активно противодействовать мероприятиям советских органов и коммунистических властей Польши. Руководство Армии Крайовой в этот период относилось к СССР (при всем недоверии и враждебности к нему) довольно лояльно — как к участнику антигитлеровской коалиции («союзник наших союзников»), вооруженные действия против которого допустимы лишь в порядке самообороны конкретного отряда, подвергшегося нападению.

В августе войска НКВД активизировали действия против отрядов Армии Крайовой. Директива штаба войск НКВД по охране тыла 3 БФ предусматривала не только уничтожение этих формирований вооруженным путем, но и создание агентуры, на которую возлагалась задача разложения подпольных отрядов изнутри. На агентурную сеть обращалось особое внимание, поскольку многие операции по ликвидации отрядов Армии Крайовой срывались именно из-за недостаточного знания обстановки.[1]

Что касается ужасов и зверств нацистов игра показала это достаточно скупо, особенно по сравнению с тем как оно было на самом деле и с количеством показанных в игре драматических ситуаций в Красной армии. Демонстрации зверств нацистов избегали также из-за боязни оттолкнуть потенциальную аудиторию. Возможно, подобную тему не вводили из-за того, что опасались негативных отзывов со стороны немецких граждан.

В самом конце игры игрок наблюдает, как полковник НКВД Чуркин убил сотрудника норильского Гулага, который шел, чтобы исполнить приговор по расстрелу Исаковича. Концовка очень неоднозначная и вызывает непонятные эмоции. Поскольку Исакович хоть и бежит в Норильск, но вряд ли он дойдет в такую зиму, а также у него просто не получиться опубликовать свои записи, поскольку он является изменником Родины.

В целом, необходимо сказать сразу о нескольких системных проблемах этой игры. Во-первых, это слабая проработанность сюжета с отдельными спорными эпизодами. Разработчики игры еще в 2013 году отмечали то, что они работали с различными источниками по войне на восточном фронте, тем не менее, источники и исторические исследования не назывались, имена научных консультантов (если таковые были) также неизвестны. Следовательно, оценить историческую основу, на которую опирались создатели игры почти невозможно. Во-вторых, ряд небрежностей в сюжете провоцируют множество проблем: непонятный разрыв хронологии, отсутствие пояснения важности дневника военного корреспондента, задержание Исаковича не во время войны за свои записи, а после нее – все это направлено на создание неприятного, жестокого образа советских солдат и офицеров, которые воспринимаются не как герои, а как те, кто посылал людей на верную смерть. Данная игра, при всех ее технических находках, формирует негативное восприятие Красной Армии и ее роли в победе над фашизмом.

[1] П.А.Аптекарь (Российский государственный военный архив)