Найти тему
А.Брусницына.

Как учительница феном и красивыми платьями изменила судьбу целого класса

Рассказ о том, как молодая учительница изменила жизнь целого класса, не имеющего ни одного шанса на нормальную жизнь.

Дальний Восток. Фото из открытого доступа.
Дальний Восток. Фото из открытого доступа.

Приветствую вас, друзья мои! С вами Анфиса!

Два дня льёт проливной дождь. Я сбавила немного обороты и пропала… Не могу себя заставить ничего делать. Знаю, что мне останавливаться нельзя.
Сразу же вылезает сплин и депрессия. Не действуют никакие приемы. Ни чай, ни кофе, ни другие вкусняшки не могут поднять меня с постели.
Огромным усилием воли сегодня к вечеру заставила себя сесть за компьютер.

Начала разбирать старые записи. Поняла, что у меня огромное количество черновиков, заметок, которые я готовила, когда вела еще мой первый, никому не известный канал.

Однажды в Дзене мне попался потрясающий рассказ.

Он был опубликован на канале, который тоже уже не существует. Я сохранила себе ссылку, и думала, что когда-то напишу статью по материалам этого рассказа.

Прошло почти два года. Рассказ найти очень сложно. В Дзене его больше нет. Но, видно, он кого-то задел так же, как и меня, и люди скопировали его себе и сохранили. Нашла в социальной сети ВКонтакте.

В первом комментарии под статьёй будет ссылка на статью. Кому будет интересно – прочитайте оригинал.

Рассказ этот о том, как важна роль Учителя в жизни юного человека. Не учителя, а именно Учителя. Вот так – с большой буквы.

Молодая учительница географии приехала с мужем и маленьким сыном в дальневосточный военный гарнизон. Природа на Дальнем Востоке – потрясающая. Синее небо, золотые осенние сопки, прозрачный воздух. Страна непуганых грибов и ягод, которые растут прямо за забором гарнизона, как капуста. Время – конец восьмидесятых. Последние годы страны, которой скоро не станет. Страны, огромной по протяженности. Где-то строят самолёты и взлетают в космос ракеты, а здесь люди живут в покосившихся бараках. Вроде, люди как люди. Но, на самом деле – особый контингент. Здесь везде бывшие зоны. И карьеры, и рудники, на которых работали зэки. Освободившись, они оставались здесь же, в поселке. Уехать отсюда «на Запад» (в центральную Россию) было из области фантастики. Поэтому селились рядом с теми, кто долгие годы их охранял. Между некоторыми семьями в поселке страшная вражда.

В школе, куда устроилась на работу молодая учительница, ей предложили взять на один год классное руководство в выпускном восьмом классе. Предыдущие четыре классных руководителя не выдержали и отказались от класса. Директор школы не скрывала, что класс трудный. Но, если она справится, то в следующем году ей дадут первый класс.

Как рассказывает сама учительница, она очень боялась своих учеников. Заводилой в классе был Иван. Мальчик-переросток, который дважды оставался на второй год. У него затяжной конфликт с учительницей английского языка из-за того, что та нелестно отозвалась о его матери. И все понимают, что англичанка отозвалась правильно, но мальчишка ей этого не простил.

В классе повальная неуспеваемость. Дети не успевают ни по одному предмету. Как раз вышло постановление, что воспитанием детей должна заниматься школа, и учителя пытаются восполнить тот пробел, что не смогла обеспечить семья.

Светлана Юрьевна, так зовут молодую учительницу, понимает, что она ничего не сможет сделать со своими учениками. В поселке и мужчины, и женщины поголовно пьют. По пьяни зачинают и рожают детишек – такую же будущую неустроенную нищету и пьянь. Школа, по мнению родителей – баловство. Зачем учиться, если в поселке работяги зарабатывают больше учителя?

В обязанности классного руководителя входит посещение школьников в семье. Некоторые живут очень далеко – в соседних поселках за двенадцать километров. Она понимает, что визит учителя домой к ученику не светит ему ничем хорошим. Со стороны родителей будут вопросы и побои. И, что бы уберечь детей от пьяных разборок, она не говорит, что дети не успевают, наоборот, про каждого находит сказать что-то хорошее.

Оказалось, что тот же белокурый викинг Ваня с трепетом относится к своим пятерым младшим братьям-сестрам. Всё хозяйство на нем, пока отец и мать пьют.

Жизнь абсолютно всех семей в поселке – полная безнадёга и беспросвет. В домах нет элементарного. Но учительница, рассказывая детям о том, как живут люди в стране Советов, безнадежно врёт им, что, если они захотят, то они обязательно смогут вырваться из этого порочного круга безнадежности и нищеты и изменить свою жизнь.

Врёт и сама не верит в то, что говорит, понимая, как не повезло этим детям.

«Я знаю, что им никогда отсюда не вырваться, и вру им о том, что, если они захотят, они изменят свою жизнь. Можно уехать на запад? Можно. Если очень захотеть. Да, у них ничего не получится, но невозможно смириться с тем, что рождение в неправильном месте, в неправильной семье перекрыло моим открытым, отзывчивым, заброшенным ученикам все дороги. На всю жизнь. Без малейшего шанса что-то изменить. Поэтому я вдохновенно им вру о том, что главное — захотеть изменить».

Найдя ключик к сердцу Ивана, Светлана смогла выстроить отношения со всем классом. Дети не только полюбили и доверились ей - они помогали ей во всём

Именно на примере ее они поняли, что можно жить совсем по-другому.

Вот показательный диалог.

«Весной они набиваются ко мне в гости: «Вы у всех дома были, а к себе не зовете, нечестно». Первым, за два часа до назначенного времени приходит Лешка, плод залетной любви мамаши с неизвестным отцом. У Лешки тонкое породистое восточное лицо с высокими скулами и крупными темными глазами. Лешка не вовремя. Я делаю безе. Сын ходит по квартире с пылесосом. Лешка путается под ногами и пристает с вопросами:
— Это что?
— Миксер.
— Зачем?
— Взбивать белок.
— Баловство, можно вилкой сбить. Пылесос-то зачем покупали?
— Пол пылесосить.
— Пустая трата, и веником можно, — он тычет пальцем в фен. — А это зачем?
— Лешка, это фен! Волосы сушить!
Обалдевший Лешка захлебывается возмущением:
— Чего их сушить-то?! Они что, сами не высохнут?!
— Лешка! А прическу сделать?! Чтобы красиво было!
— Баловство это, Светлана Юрьевна! С жиру вы беситесь, деньги тратите! Пододеяльников, вон — полный балкон настирали! Порошок переводите!
В доме Лешки, как и в доме Ивана, нет пододеяльников. Баловство это, постельное белье. А миксер мамке надо купить, руки у нее устают».

Светлана Юрьевна сделает всё, чтобы дети закончили восьмой класс.

Прошло несколько лет. Начались лихие 90-е. Однажды она встретила красивого, очень успешного с виду молодого человека.

Это оказался Иван. Она, к стыду своему, его не узнала.

«— Светлана Юрьевна, здравствуйте! — меня окликает ухоженный молодой мужчина. — Вы меня узнали?
Я лихорадочно перебираю в памяти, чей это отец, но не могу вспомнить его ребенка:
— Конечно узнала, — может быть, по ходу разговора отпустит память.
— А я вот сестренку привел. Помните, когда вы к нам приходили, она со мной на кровати сидела?
— Ванька! Это ты?!
— Я, Светлана Юрьевна! Вы меня не узнали, — в голосе обида и укор. Волчонок-переросток, как тебя узнать? Ты совсем другой.
— Я техникум закончил, работаю в Хабаровске, коплю на квартиру. Как куплю, заберу всех своих.
Он вошел в девяностые как горячий нож в масло — у него была отличная практика выживания и тяжелый холодный взгляд. Через пару лет он действительно купит большую квартиру, женится, заберет сестер и братьев и разорвет отношения с родителями. Лешка сопьется и сгинет к началу двухтысячных. Несколько человек закончат институты. Кто-то переберется в Москву.
— Вы изменили наши жизни.
— Как?
— Вы много всего рассказывали. У вас были красивые платья. Девчонки всегда ждали, в каком платье вы придете. Нам хотелось жить как вы.
Как я. Когда они хотели жить как я, я жила в одном из трех домов убитого военного городка рядом с поселком леспромхоза. У меня был миксер, фен, пылесос, постельное белье и журналы «Вокруг света». Красивые платья я шила вечерами на подаренной бабушками на свадьбу машинке.
Ключом, открывающим наглухо закрытые двери, могут оказаться фен и красивые платья. Если очень захотеть".

Вы не поверите, вот я выросла в таком же посёлке. Пусть не на Дальнем Востоке, а в архангельской глухомани. Среди зон, посёлков ссыльных и спецпереселенцев.

У меня, практически так же, как у этих ребят не было никакой перспективы в жизни. Я тоже родилась в неправильном месте и в неправильной семье.

Но были в моей жизни, в первую очередь, прекрасные учителя. Которые так же рассказывали о далёких странах. О том, что в советской стране детям все пути открыты. Стоит только очень захотеть. Я не перестаю благодарить свою маму, которая понимала, что ее детям не будет будущего в лесном посёлке, где мы жили, и вывезла нас в райцентр, круто изменив нашу жизнь и судьбу.

Всё в жизни зависит от семьи, родителей и наставников, которые будут рядом с маленьким человеком. Ведь ребенок приходит в этот мир абсолютно чистым листом. И впитывает то, что его окружает, принимая априори за единственно верное.

Жаль мне тех детей, рядом с которым вовремя не оказался такой Учитель.

Спасибо, что вы со мной. Анфиса.