Рассказ о том, как молодая учительница изменила жизнь целого класса, не имеющего ни одного шанса на нормальную жизнь.
Приветствую вас, друзья мои! С вами Анфиса!
Два дня льёт проливной дождь. Я сбавила немного обороты и пропала… Не могу себя заставить ничего делать. Знаю, что мне останавливаться нельзя.
Сразу же вылезает сплин и депрессия. Не действуют никакие приемы. Ни чай, ни кофе, ни другие вкусняшки не могут поднять меня с постели.
Огромным усилием воли сегодня к вечеру заставила себя сесть за компьютер.
Начала разбирать старые записи. Поняла, что у меня огромное количество черновиков, заметок, которые я готовила, когда вела еще мой первый, никому не известный канал.
Однажды в Дзене мне попался потрясающий рассказ.
Он был опубликован на канале, который тоже уже не существует. Я сохранила себе ссылку, и думала, что когда-то напишу статью по материалам этого рассказа.
Прошло почти два года. Рассказ найти очень сложно. В Дзене его больше нет. Но, видно, он кого-то задел так же, как и меня, и люди скопировали его себе и сохранили. Нашла в социальной сети ВКонтакте.
В первом комментарии под статьёй будет ссылка на статью. Кому будет интересно – прочитайте оригинал.
Рассказ этот о том, как важна роль Учителя в жизни юного человека. Не учителя, а именно Учителя. Вот так – с большой буквы.
Молодая учительница географии приехала с мужем и маленьким сыном в дальневосточный военный гарнизон. Природа на Дальнем Востоке – потрясающая. Синее небо, золотые осенние сопки, прозрачный воздух. Страна непуганых грибов и ягод, которые растут прямо за забором гарнизона, как капуста. Время – конец восьмидесятых. Последние годы страны, которой скоро не станет. Страны, огромной по протяженности. Где-то строят самолёты и взлетают в космос ракеты, а здесь люди живут в покосившихся бараках. Вроде, люди как люди. Но, на самом деле – особый контингент. Здесь везде бывшие зоны. И карьеры, и рудники, на которых работали зэки. Освободившись, они оставались здесь же, в поселке. Уехать отсюда «на Запад» (в центральную Россию) было из области фантастики. Поэтому селились рядом с теми, кто долгие годы их охранял. Между некоторыми семьями в поселке страшная вражда.
В школе, куда устроилась на работу молодая учительница, ей предложили взять на один год классное руководство в выпускном восьмом классе. Предыдущие четыре классных руководителя не выдержали и отказались от класса. Директор школы не скрывала, что класс трудный. Но, если она справится, то в следующем году ей дадут первый класс.
Как рассказывает сама учительница, она очень боялась своих учеников. Заводилой в классе был Иван. Мальчик-переросток, который дважды оставался на второй год. У него затяжной конфликт с учительницей английского языка из-за того, что та нелестно отозвалась о его матери. И все понимают, что англичанка отозвалась правильно, но мальчишка ей этого не простил.
В классе повальная неуспеваемость. Дети не успевают ни по одному предмету. Как раз вышло постановление, что воспитанием детей должна заниматься школа, и учителя пытаются восполнить тот пробел, что не смогла обеспечить семья.
Светлана Юрьевна, так зовут молодую учительницу, понимает, что она ничего не сможет сделать со своими учениками. В поселке и мужчины, и женщины поголовно пьют. По пьяни зачинают и рожают детишек – такую же будущую неустроенную нищету и пьянь. Школа, по мнению родителей – баловство. Зачем учиться, если в поселке работяги зарабатывают больше учителя?
В обязанности классного руководителя входит посещение школьников в семье. Некоторые живут очень далеко – в соседних поселках за двенадцать километров. Она понимает, что визит учителя домой к ученику не светит ему ничем хорошим. Со стороны родителей будут вопросы и побои. И, что бы уберечь детей от пьяных разборок, она не говорит, что дети не успевают, наоборот, про каждого находит сказать что-то хорошее.
Оказалось, что тот же белокурый викинг Ваня с трепетом относится к своим пятерым младшим братьям-сестрам. Всё хозяйство на нем, пока отец и мать пьют.
Жизнь абсолютно всех семей в поселке – полная безнадёга и беспросвет. В домах нет элементарного. Но учительница, рассказывая детям о том, как живут люди в стране Советов, безнадежно врёт им, что, если они захотят, то они обязательно смогут вырваться из этого порочного круга безнадежности и нищеты и изменить свою жизнь.
Врёт и сама не верит в то, что говорит, понимая, как не повезло этим детям.
«Я знаю, что им никогда отсюда не вырваться, и вру им о том, что, если они захотят, они изменят свою жизнь. Можно уехать на запад? Можно. Если очень захотеть. Да, у них ничего не получится, но невозможно смириться с тем, что рождение в неправильном месте, в неправильной семье перекрыло моим открытым, отзывчивым, заброшенным ученикам все дороги. На всю жизнь. Без малейшего шанса что-то изменить. Поэтому я вдохновенно им вру о том, что главное — захотеть изменить».
Найдя ключик к сердцу Ивана, Светлана смогла выстроить отношения со всем классом. Дети не только полюбили и доверились ей - они помогали ей во всём
Именно на примере ее они поняли, что можно жить совсем по-другому.
Вот показательный диалог.
«Весной они набиваются ко мне в гости: «Вы у всех дома были, а к себе не зовете, нечестно». Первым, за два часа до назначенного времени приходит Лешка, плод залетной любви мамаши с неизвестным отцом. У Лешки тонкое породистое восточное лицо с высокими скулами и крупными темными глазами. Лешка не вовремя. Я делаю безе. Сын ходит по квартире с пылесосом. Лешка путается под ногами и пристает с вопросами:
— Это что?
— Миксер.
— Зачем?
— Взбивать белок.
— Баловство, можно вилкой сбить. Пылесос-то зачем покупали?
— Пол пылесосить.
— Пустая трата, и веником можно, — он тычет пальцем в фен. — А это зачем?
— Лешка, это фен! Волосы сушить!
Обалдевший Лешка захлебывается возмущением:
— Чего их сушить-то?! Они что, сами не высохнут?!
— Лешка! А прическу сделать?! Чтобы красиво было!
— Баловство это, Светлана Юрьевна! С жиру вы беситесь, деньги тратите! Пододеяльников, вон — полный балкон настирали! Порошок переводите!
В доме Лешки, как и в доме Ивана, нет пододеяльников. Баловство это, постельное белье. А миксер мамке надо купить, руки у нее устают».
Светлана Юрьевна сделает всё, чтобы дети закончили восьмой класс.
Прошло несколько лет. Начались лихие 90-е. Однажды она встретила красивого, очень успешного с виду молодого человека.
Это оказался Иван. Она, к стыду своему, его не узнала.
«— Светлана Юрьевна, здравствуйте! — меня окликает ухоженный молодой мужчина. — Вы меня узнали?
Я лихорадочно перебираю в памяти, чей это отец, но не могу вспомнить его ребенка:
— Конечно узнала, — может быть, по ходу разговора отпустит память.
— А я вот сестренку привел. Помните, когда вы к нам приходили, она со мной на кровати сидела?
— Ванька! Это ты?!
— Я, Светлана Юрьевна! Вы меня не узнали, — в голосе обида и укор. Волчонок-переросток, как тебя узнать? Ты совсем другой.
— Я техникум закончил, работаю в Хабаровске, коплю на квартиру. Как куплю, заберу всех своих.
Он вошел в девяностые как горячий нож в масло — у него была отличная практика выживания и тяжелый холодный взгляд. Через пару лет он действительно купит большую квартиру, женится, заберет сестер и братьев и разорвет отношения с родителями. Лешка сопьется и сгинет к началу двухтысячных. Несколько человек закончат институты. Кто-то переберется в Москву.
— Вы изменили наши жизни.
— Как?
— Вы много всего рассказывали. У вас были красивые платья. Девчонки всегда ждали, в каком платье вы придете. Нам хотелось жить как вы.
Как я. Когда они хотели жить как я, я жила в одном из трех домов убитого военного городка рядом с поселком леспромхоза. У меня был миксер, фен, пылесос, постельное белье и журналы «Вокруг света». Красивые платья я шила вечерами на подаренной бабушками на свадьбу машинке.
Ключом, открывающим наглухо закрытые двери, могут оказаться фен и красивые платья. Если очень захотеть".
Вы не поверите, вот я выросла в таком же посёлке. Пусть не на Дальнем Востоке, а в архангельской глухомани. Среди зон, посёлков ссыльных и спецпереселенцев.
У меня, практически так же, как у этих ребят не было никакой перспективы в жизни. Я тоже родилась в неправильном месте и в неправильной семье.
Но были в моей жизни, в первую очередь, прекрасные учителя. Которые так же рассказывали о далёких странах. О том, что в советской стране детям все пути открыты. Стоит только очень захотеть. Я не перестаю благодарить свою маму, которая понимала, что ее детям не будет будущего в лесном посёлке, где мы жили, и вывезла нас в райцентр, круто изменив нашу жизнь и судьбу.
Всё в жизни зависит от семьи, родителей и наставников, которые будут рядом с маленьким человеком. Ведь ребенок приходит в этот мир абсолютно чистым листом. И впитывает то, что его окружает, принимая априори за единственно верное.
Жаль мне тех детей, рядом с которым вовремя не оказался такой Учитель.
Спасибо, что вы со мной. Анфиса.