Я не специалист в историческом или сценическом фехтовании. Данная статья лишь мнение рядового поклонника Звездных Войн, которому иногда свойственна рассудительность. Короче говоря – три простых тезиса о том, почему трилогия приквелов, особенно Месть Ситхов, и мультсериал Войны клонов, показали нам самые лучшие и логичные дуэли на световых мечах.
Тезис номер раз. Световые мечи очень легкие.
Традиционное оружие джедаев и ситхов имеет очень малый вес. Большая его часть приходится на рукоять, но она невелика. У чистой энергии, составляющей клинок, почти нет массы. Оружие должно быть очень легким, персонажи не должны уставать просто от того, что его держат. Постановщики боевых сцен в эпизодах 1-6 это понимали, хотя в оригинальной трилогии не стали добавлять персонажам скорости, сделав упор на драматичность.
В фильмах 4-6 роль всемирно известных мечей исполнили легкие угольные электроды. В Скрытой угрозе и Атаке клонов их сменили стальные прутья обтянутые резиной, а в Мести Ситхов использован материал из помеси алюминия и стекла. Эти клинки имели свои достоинства и недостатки, быстро ломались или сильно гнулись, но задачу выполняли, прекрасно имитируя легкость светового меча.
К середине прошлого десятилетия, полимеры видимо были «утрачены» не только в России. Я не знаю, чем талантливые реквизиторы Диснея заменили сырье, но в трилогии сиквелов, дуэли просто больно смотреть. В документальном фильме «Как снимали Пробуждение силы» актеры говорят, что мечи были очень тяжелые. Непросто было даже сильным и выносливым мужчинам, Адаму Драйверу и Джону Бойеге, а Дейзи Ридли пришлось дополнительно заниматься в зале, чтобы укрепить мышцы рук.
К сожалению, их усилий оказалось недостаточно. По движениям персонажей хорошо видно, что световой меч обладает инерцией и весом гораздо более тяжелого предмета, чем клинок из чистой энергии. Голубчики мои. Легкость, легкость и легкость, вот что должно быть девизом реквизитора Лукасфильм.
Тезис номер два. Скорость
Вместе с легкостью, необходимо учитывать и другое свойство клинка – необычайно высокая температура. Световой меч способен расплавить почти любой материал в галактике. На практике это означает, что не нужно наносить тяжелые полновесные удары. Это не рыцарский топор или меч. Оружие джедая гораздо смертоноснее. Достаточно легкого касания, как в фильме Атака клонов и вот, поверженный Оби-Ван лежит у ног Графа Дуку с глубокими ранами и болевым шоком. Манера фехтования, показанная в трилогии приквелов и мультсериале оптимальна – не грубый напор, а серии быстрых ударов и парирований, мгновенно переходящих в контратаки.
Уколы, финты и выпады на высокой скорости всегда оставляют шанс задеть противника хотя бы слегка, а это, как говорилось абзацем ранее, приводит к печальным последствиям. Вероятность такого последствия напрямую зависит от умений и тренированности персонажа. Некоторые, достигали такой высокой скорости и точности, что непрерывная атака становилась также надежной защитой.
Важно также помнить, что быстрота действий джедаев и ситхов обусловлена не только многолетними тренировками. На этом мы переходим к последнему пункту.
Тезис номер три. Магия
Сила. Последнее по порядку, но не по значению. В фильмах неоднократно упоминалось, что она формирует джедая физически, дает ему массу возможностей - телекинез, высокие прыжки, предвидение будущего, исцеление, создание собственной иллюзорной копии. Особо продвинутые в изучении темной стороны могут выпустить из пальцев молнию, сосредоточив в ней всю свою злобу, ненависть, детские комплексы, ну там, привычки нехорошие. Был даже один умник, который всех опрокинул, умудрившись восстать из мертвых.
Возвращаясь к физическому формированию и говоря языком компьютерных игр, Сила также дает пассивные скилы. Укрепляя с ней связь, путем медитаций и тренировок, адепт становится быстрее, выносливее и проворнее обычного человека. Необычайно улучшаются рефлексы и скорость реакции.
Также часто упоминается особо развитое чутье, либо иными словами - интуиция. Вместе с обостренным восприятием, она помогает джедаю отбивать выстрелы из бластеров, а также быстро заметить угол, под которым наносит удар противник, чтобы поставить блок и защититься от удара мечом. В итоге, это приводит к тому, что двое приблизительно равных по могуществу в Силе и тренированных в фехтовании адептов, будут с головокружительной скоростью обмениваться ударами до первой ошибки.
Все это и было показано в Войне клонов и трилогии приквелов. Обычно, постановщикам боевых сцен приходится выбирать между драматургией и зрелищностью. Стремлением показать красивый и отточенный балет фехтования, где персонажи дополнительно раскрыты через манеру двигаться и сражаться, и необходимостью выразить эмоциональное напряжение между героями. Месть Ситхов редчайший пример удачного синтеза. Актеры выкладываются по полной, демонстрируя накал страстей, а скорость движений, логично высокая, маскирует постановочность.
К моему сожалению, сотрудники Мышиной цитадели руководствуются иным пониманием ситуации. Но не все. Фехтование, показанное в компьютерной игре 2019 г. Star Wars Jedi: Fallen Order, весьма близко по исполнению к тому, что я изложил в этой статье. Вообще, наблюдая за приключениями Кэла Кэстиса я заметил, что разработчики, как и я, уважают не только оригинальную трилогию, но и приквелы. Им удалось слегка растормошить во мне пятилетнего ребенка, который в далеком, двухтысячном году, изображая Квай-Гон Джинна, покрасил палку зеленой акварелью.
Диснеевские фильмы, а также сериалы про Мандалорца, Фетта и Кеноби напротив, вызывают исключительно отторжение. И не только из-за фехтования. Впрочем, это совсем другая история.