(21 июля по новому стилю)
Казанская икона Пресвятой Богородицы — одна из наиболее почитаемых икон в нашем Отечестве. С эти чудотворным образом связано множество важнейших событий в истории государства Российского, главное из которых – избавление России от польско-литовского нашествия в так называемое смутное время. В честь этого события и установлено нынешнее празднество.
В 1552 году Казанское ханство было присоединено к России царем Иоанном IV (Грозным). Казань пала в день Покрова Богоматери. Перед решающим штурмом города случилось такое знамение. Во время обедни, когда в походной царской церкви дьякон возглашал прошение ектении: “О еже покорити под нозе его всякаго врага и супостата” раздался мощный взрыв: рухнула городская стена и несколько укрепленных башен. На следующий день русские войска заняли Казань. Первым делом царь повелел заложить собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Тогда же определили и места для построения других храмов. В следующем году в Казани была учреждена епархия и прислан первый епископ, Гурий (память 4/17 ноября и 5/18 декабря). Трудами и усердием святителя Гурия и его помощников — архимандритов Германа и Варсонофия в Казани появилась христианская община со множеством храмов и несколькими монастырями. Однако жизнь православных в мусульманском окружении была очень нелегкой, и как чудесное подкрепление свыше им была явлена чудотворная икона Божией Матери.
На первых порах распространение веры Христовой в Казани при епископе Гурии и его преемнике святителе Германе шло успешно, но потом магометанство стало оказывать сильное сопротивление. В 1579 г., после страшного пожара, превратившего в развалины половину Кремля и прилегавшую к нему часть города, иноверцы заговорили, что русский Бог немилостив к русским и пожаром показал свой гнев на них. “Вера Христова, – замечает летописец, – стала притчею и поруганием”. Тогда Господь и явил милосердие Свое.
Девятилетней девочке Матрене (Матроне) Онучиной явилась во сне Пречистая Богородица и велела возвестить архиепископу Иеремии и начальникам города, чтобы они обрели в земле, на месте сгоревшего дома Онучиных, Ее икону. Девочка рассказала о сне матери, но та не придала никакого значения словам дочери. Видение повторилось, но и на этот раз мать не обратила внимания на повеление Пресвятой Богородицы, передаваемое устами ребенка. Наконец, в третий раз девочка увидела во сне саму икону, от которой послышался грозный голос: “Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, но ты погибнешь”. Девочка проснулась потрясенная и перепуганная и стала звать мать и громко требовать от нее исполнить приказание Царицы Небесной. Тогда, наконец, та согласилась и отвела дочь к воеводам и к архиепископу Иеремии. Но никто из них не поверил словам девочки.
Тогда Матрена сама с помощью матери откопала образ, который был обернут в ветхий суконный рукав мужской одежды. Икона Царицы Небесной сияла чудным светом и, казалось, была только что написана. Присутствовавшие при обретении иконы немедленно разнесли весть о том по всему городу. Когда о событии узнали городские власти, все собрались к дому стрельца – отца Матрены. Архиепископ Казанский с духовенством совершили к месту явления крестный ход, и икона была торжественно перенесена в приходскую церковь Николы Тульского. Настоятелем ее был священник Ермоген, впоследствии митрополит Казанский, а затем патриарх всея Руси, мученически пострадавший в смутное время за Православие. Он и описал событие явления иконы. Возле храма Николы Тульского был совершен торжественный молебен, и затем икону понесли в Благовещенский собор. По дороге совершилось первое чудо: прозрел мужчина по имени Иосиф, который был слеп в продолжение трех лет. Затем, в самом соборе, исцелился другой слепец, которого звали Никитой.
От иконы последовали многочисленные чудотворения, знаменовавшие собой просвещение иноверцев Православной верой. Список с нее и описание чудес в том же году были посланы царю Иоанну Грозному, и он повелел устроить на месте явления Казанской иконы Божией Матери храм в ее честь и основать женский монастырь, в котором приняли постриг Матрона с матерью. Матрона (в иночестве Мавра) стала его первой настоятельницей.
В день обретения иконы (8/21 июля) был установлен праздник, который до 1612 года праздновался лишь в Москве и Казани.
В период Смутного времени, когда поляки захватили Москву, по призыву святителя московского Ермогена русский народ поднялся на защиту святой веры и отечества, «дома Пресвятой Богородицы». В Казанском ополчении был список с чудотворной Казанской иконы, который воины вручили князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому. Накануне сражения за Китай-город и Кремль православное русское воинство три дня постилось и молилось Пресвятой Богородице о даровании победы. В ночь на 22 октября томившемуся в плену у поляков греческому архиепископу Арсению явился преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Арсений, ваши молитвы услышаны; заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Радостную весть удалось передать русскому войску. Призвав на помощь Царицу Небесную, воодушевленные благой вестью воины штурмом захватили Китай-город и через два дня вошли в Кремль. В честь этого события царь Михаил Феодорович установил празднование Казанской иконе 22 октября/4 ноября. В 1649 году в царствование Алексея Михайловича было установлено всероссийское празднование и Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.
Князь Дмитрий Пожарский поставил список с чудотворной Казанской иконы в своей приходской церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы что на Лубянке. Около 1636 года икона была перенесена в Казанский собор на Красной площади, сооруженный князем в благодарность Господу и Пречистой Его Матери за спасение Москвы и России. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском соборе в Москве.
Второй чтимый список, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной главнейших святынь града св. Петра. В 1811 г. в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор.
Спустя сто лет перед этим образом стоял на коленях князь Михаил Кутузов, со слезами моля Пречистую Богородицу спасти Россию. В день празднования Казанской иконы — 22 октября/ 4 ноября 1812 года — русские отряды под предводительством полководцев Милорадовича и Платова разбили арьергард маршала Даву, что явилось первым поражением считавшейся дотоле непобедимой французской армии.
Из отобранного казаками награбленного французами серебра в Казанском соборе Кутузовым был устроен серебряный иконостас — дар Божией Матери. Прах славного полководца, известного своим благочестием, обрел место упокоения под сводами названного собора рядом с чудотворным образом Богоматери.
Явление Казанской иконы знаменовало собой торжество православия. Все время, пока заветная святыня красовалась в Казани, с востока России опасность не угрожала. В ночь на 29 июня 1904 г. несколько святотатцев забрались в соборный храм Казанского монастыря и, ограбив его, унесли с собой чудотворную Казанскую икону. Грабители были найдены, но икона пропала бесследно. И тогда-то постигли Россию поражения на Востоке.
Похитители утверждали, что драгоценности и оклад образа они продали, а саму икону раскололи и сожгли в печи, что было подтверждено следственными действиями и судом присяжных. Впоследствии главный обвиняемый Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин 28 лет, не раз менял свои показания. Возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также, что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.
В Казанской епархии существует также предание, согласно которому последняя игуменья Казанского Богородицкого монастыря после нескольких попыток похищения чудотворного образа, имела обычай на ночь подменять под окладом подлинную икону точным списком. Таким образом, похищенная ночью Стояном-Чайкиным икона была точным списком иконы, а подлинник сохранился невредимым и находится в настоящее время в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Однако современные эксперты-искусствоведы отвергают это предположение.
В XIX веке Казанский образ был, вне сомнения, самой почитаемой иконой во всероссийском масштабе; к началу XX века по Российской империи были десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы по различным епархиям.
В Великую Отечественную войну жители блокадного города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери вокруг осажденного города, и немцы в него не вошли. Покров Богородицы был простерт и над Москвой.
О пребывании в действующей армии и чудесах Казанской иконы во время Великой Отечественной войны существует немало повествований, достоверность которых проверить очень трудно или практически невозможно.
В 2004 г. дипломатия Ватикана предприняла попытку добиться согласия Русской Православной Церкви на приезд Папы Иоанна Павла II в Россию, используя в качестве удобного предлога его предложение передать в дар Русской Церкви некий Казанский образ, хранившийся в личных покоях Папы с марта 1993, неясного происхождения. В 2003 г. специальной комиссией была проведена искусствоведческая экспертиза, определившая, что икона не является ни одним из трех главнейших образов, но представляет собой копию XVIII в., выполненную под оклад (то есть хорошо прописаны только лики и руки) и, судя по окладу, принадлежавшую зажиточной семье.
«Ватиканская» икона была доставлена в Москву делегацией во главе с кардиналом Вальтером Каспером и 28 августа 2004 г. в Успенском соборе Московского Кремля преподнесена Патриарху Алексию II, который поместил её в своей резиденции.
Иконографически Казанскую икону принято относить к так называемому «сокращённому огрудному варианту Одигитрии», возможно, она является списком с образа, хранившегося во Влахернском храме в Константинополе.
Богородица изображается в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом.
В редком храме не встретишь Казанской иконы; этим образом чаще всего благословляют молодых на семейную жизнь. На праздник в честь этой иконы храмы всегда переполнены, что является живым свидетельством всенародного почитания названной святыни и в наши дни.
Вы можете оказать помощь авторскому каналу. Реквизиты карты Сбербанка: 2202 2005 7189 5752