Найти тему

Когда б вы знали, из какого сора растут курорты… Краткая история одного из самых известных курортов на Балтийском море.

Все (ну или почти все) любят курорты на море. Между тем, в рамках истории они возникли не так давно. И то, что для многих из нас, - данность, на самом деле появилось «всего» 100-200 лет тому назад. В этом материале поделюсь историей Светлогорска-Раушена. Возможно, если будет интересно, продолжу тему истории приморских курортов в других заметках.

Первые курорты Восточной Пруссии (Кранц, Раушен, Нойкурен, Пальмникен, Нойхойзер, Пиллау) возникли в начале XIX века, когда в эпоху романтизма появилась мода на путешествия и жизнь на лоне дикой природы. Однако до нашего времени сохранились в основном сооружения рубежа XIX-XX веков.

Санаторий вблизи Тихого озера в наши дни.
Санаторий вблизи Тихого озера в наши дни.

Так как курорты Восточной Пруссии почти не пострадали во время Второй мировой войны, а затем оказались в пограничной зоне, многие немецкие здания уцелели почти без изменений. На самом деле, сейчас около 70% застройки в центре Раушена-Светлогорска составляют новые дома, стилизованные под традиции рубежа XIX-XX веков.

Одно из зданий вблизи Тихого озера в наши дни.
Одно из зданий вблизи Тихого озера в наши дни.

Еще в 1800 году король Фридрих Вильгельм Третий поручил Восточнопрусской коллегии медицины и санитарии подготовить план по созданию курортов. Но из-за наполеоновских войн работа началась только после 1813 года. Из вариантов, предложенных правительственным советником и доктором медицины Ф.Х. Кесселем в финал вышли Раушен (Светлогорск) и Кранц (Зеленоградск), причем последний получил статус королевского курорта.

Ручей Катцебах (Кошачий) в наши дни.
Ручей Катцебах (Кошачий) в наши дни.

Однако отдыху мешали ограничения, связанные с добычей янтаря. Еще в XV-XVI веках за тайную от государства добычу янтаря грозила виселица. В 1830 году отдыхающие жаловались, что подойти к морю можно было только на редких причалах и купальнях. За прогулку вдоль моря могли и оштрафовать. Разрешение на посещение берега дали лишь в 1837 году, но и потом существовали ограничения.

Светлогорск в наши дни.
Светлогорск в наши дни.

Между тем, после объединения Германии в 1870-71 годах она испытывала быстрое экономическое развитие и рост городов и населения, в том числе развивалась индустрия отдыха. В 1873 году был принят закон об отпусках, а в 1883 – о медицинских страховках. Государственные служащие получили оплачиваемые отпуска, а обеспеченность среднего класса выросла.

Светлогорск в наши дни.
Светлогорск в наши дни.

Путеводители начала ХХ века рекомендовали посещение морских курортов для лечения нервной системы, ипохондрии, анемии, болезней легких. А индустриализация и урбанизация вызывали у горожан тягу к природе и сельской жизни. Так что возникли все условия для развития курортов.

Светлогорск в наши дни.
Светлогорск в наши дни.

Но оно началось далеко не сразу. До 1895 года Кранц управлялся непосредственно правительством Восточной Пруссии, его посещали в основном жители Кенигсберга. В 1853 году туда провели шоссейную, а в 1855 – железную дороги. Первое основательное здание с черепичной крышей в Кранце было построено лишь в 1835 году. Курхаусы и гостиницы появились на курортах к середине XIX века.

Светлогорск в наши дни.
Светлогорск в наши дни.

Вначале лишь немногие отели действовали круглый год. Сезон продолжался с мая по сентябрь, в остальное время года дул пронзительный ветер, влажный воздух и ревущее море также не способствовали отдыху. Первоначальная застройка курортов размещалась в отдалении от моря. Только к концу XIX века стали строить дома для постоянного использования непосредственно у моря с выходящими на него фасадами.

Светлогорск в наши дни.
Светлогорск в наши дни.

Начали возводиться общественные здания: курхаусы, купальни, отели, рестораны, административные и лечебные учреждения, храмы. Они строились в стиле модерн, популярном в Германии на рубеже XIX-XX веков, а затем в стиле ар-деко 1920-30-х годов. Архитекторы старались создать среду, близкую к естественной, с парками, беседками, спортивными площадками.

Курхаус в Раушене, 1901.
Курхаус в Раушене, 1901.

Курхаус (курортный дом) обычно объединял гостиницу, ресторан, читальный зал, бильярдную, игровую комнату. Он был открыт не только для постояльцев, но и для всех желающих. В курортных домах проводились танцевальные вечера, морские праздники и художественные выставки.

Курхаус в Раушене. Изобразительный архив Института восточных исследований им. Гердера, Марбург.
Курхаус в Раушене. Изобразительный архив Института восточных исследований им. Гердера, Марбург.

Статус курхауса получал отель в центре курорта с живописным видом на море. Самый ранний курхаус был построен из дерева в 1901 году для семьи Каэмпф на крутом склоне дюны в Раушене. Рядом возвели ложирхаус – гостиницу с номерами, каждый из которых имел собственный вход с улицы (как в нынешних мотелях).

Раушен в 1815 году.
Раушен в 1815 году.

Название Раушена восходит к прусскому слову rus(родственно литовскому rusys, латышскому rusa - «котлован, яма»). Поселение изначально располагалось в котловине в окружении холмов и дюн, в которой был создан пруд на ручье Катцебах. Первое упоминание немецкого варианта названия в виде Раушемотер (созвучно с немецким словом, обозначающим шум) относится к 1258 году.

План Раушена в 1885 году.
План Раушена в 1885 году.

Раушен возник как рыбацкая деревня в отдалении от моря у Мельничного пруда (Мюлентайх, ныне озеро Тихое) на ручье Катцебах (Кошачий) - ныне речке Светлогорке. В 1785 году здесь было 17 домовладений с печным отоплением. На рисунке 1815 года видны крытые соломой дома, прижатые к пруду склоном крутого холма. Только к началу ХХ века центр поселения сместился ближе к морю на высокую дюну и быстро был застроен виллами.

Вид на северный берег Мельничного пруда (Мюлентайх), 1907.
Вид на северный берег Мельничного пруда (Мюлентайх), 1907.

Первые отдыхающие стали приезжать в Раушен в 1813 году из соседнего Нойкурена, который начал становиться слишком шумным. Официально курорт открыли в 1820 году. Но еще в 1831 году в Раушене было всего 128 жителей, а в 1844 – 192. Отдыхающие снимали дома рыбаков, привозя с собой из Кенигсберга всю обстановку.

Променад у Мельничного пруда (Мюлентайх) в 1910-е годы.
Променад у Мельничного пруда (Мюлентайх) в 1910-е годы.

Променадом служили набережная и дамба вдоль Мельничного пруда, засаженная липами. (Три из вековых деревьев сохранились до нашего времени, старейшая липа насчитывает 450 лет!) К морю, которое находилось в 2 км, ходили редко.

Рыбацкие дома у Мельничного пруда (Мюлентайх) около 1913 года. Библиотека Института северо-восточных исследований, Люнебург.
Рыбацкие дома у Мельничного пруда (Мюлентайх) около 1913 года. Библиотека Института северо-восточных исследований, Люнебург.

Дюнная часть современного Светлогорска тогда принадлежала вовсе соседней деревне - Зассау. Для переодевания на пляже служили будки из досок и соломы. Во время купания дам мужчины удалялись.

Местные жители вырубили весь лес на дюнах. Так что прусский король-романтик Фридрих Вильгельм Четвертый, посетивший Раушен вместе с известным географом и путешественником Александром Гумбольдтом в 1840 году, распорядился засадить дюны молодыми соснами, что и было сделано в 1844-45 годах.

-17

В то время в Раушене отдыхали пасторы, профессора, директора гимназий и чиновники. В 1890 году здесь отдыхали 390 человек, а все население к 1895 году достигало 215 человек. К концу XIX века среди отдыхавших также было много деятелей науки, культуры и искусства.

450-летняя липа у Тихого озера.
450-летняя липа у Тихого озера.

Но уже к началу Первой мировой войны стали преобладать немецкие офицеры и новобрачные. В советское время среди отдыхавших в Светлогорске также превалировали офицеры, так как многие немецкие виллы были отданы под нужды военного санатория.

В заметке использованы материалы из книги «Архитектура Восточной Пруссии: факты и интерпретации», Белинцева И.В., ООО «Живем», Калининград, 2020 и фото из личного архива автора.

(Окончание следует).