В этой статье расскажу вам о великолепных рисунках нейронов, которыми я восхищаюсь и которые являются не просто учебными пособиями для людей, изучающих нейробиологию, но и восхитительными произведениями графического искусства...
Отцом современной нейробиологии по праву считается испанский врач и физиолог Сантьяго Рамон-и-Кахаль - выдающийся учёный конца 19 - начала 20 века и нобелевский лауреат. Нобелевскую премию он получил в 1906 за создание нейронной теории нервной системы, которая стала основой современных представлений о нервной системе и мозге. Он изучал нейроны и связи между ними. И именно он открыл, что нейроны соединяются между собой при помощи синапсов в нейронные цепочки.
В общем, гений.
Человек многих талантов и увлечений, в том числе он был прекрасным художником, и прославился не только своими научными открытиями, но и созданием очень точных и удивительных по красоте рисунков клеток головного и спинного мозга, которые он делал с натуры:
До сих пор его рисунки нейронов - непревзойдённые шедевры. Изысканные, педантичные, очень чёткие и аккуратные, выполненные пером и чернилами, с поразительной детализацией. Они являются прекрасными учебными пособиями и бережно хранятся в Мадриде, в Институте, который основал и в котором работал Сантьяго Рамон-и-Кахаль и который сегодня носит его имя. Он является одним из главных исследовательских центров нейробиологии в мире.
Дубовый стол Кахаля до сих пор стоит в библиотеке Института Кахаля. Сидя за ним, он кропотливо и очень точно зарисовывал нейроны и их отростки: длинные аксоны и дендриты, похожие деревья.
Две блестящие идеи Кахаля:
🔸каждый нейрон мозга существует отдельно от других;
🔸все нейроны связаны через синапсы.
Это собственно и есть "нейронная доктрина".
Поскольку синаптический промежуток между нейронами настолько мал, что через обычный микроскоп его не видно, учёные всего мира поначалу отвергли нейронную доктрину как фантазию. Но вот через полвека появился новый инструмент: микроскоп электронный. Он и подтвердил то, что подсказало Кахалю его воображение и что он тщательно изобразил на тысячах своих гениальных рисунков.
Кахаль показал нейроны как отдельные уникальные, неповторимые клетки. Вот, например, его рисунок, на котором изображены нейроны гиппокампа — области мозга, важной для памяти и других функций:
Кахаль первым осознал, что, вопреки тогдашним представлениям, нервная система не является сетью непрерывных волокон. Нейроны взаимодействуют друг с другом с помощью нейротрансмиттеров, заполняющих промежуток между ними и взаимодействующих со стенкой клетки подобно ключу в замке. Именно так нейроны передают сигналы, и каждому веществу соответствует свой рецептор.
Как ясно видно на рисунках, у нейрона есть один длинный отросток (аксон) и множество коротких (дендритов).
Аксоны заключены в жировую оболочку белого цвета - миелин, поэтому:
🔸области мозга, в которых много аксонов, называются белым веществом - оно формирует проводящие пути ЦНС;
🔸серое вещество сформировано телами нейронов, оно сконцентрировано во внешних областях мозга, в его коре.
Все без исключения рисунки Кахаля обезображены огромными фиолетовыми штампами, проставленными при каталогизации - абсолютно все:
С одной стороны, это так. Но с другой - это способствовало сохранению рисунков, спасло их от гибели.
После Второй мировой войны гениальные рисунки Кахаля - тысячи рисунков - были во всех уголках института. Их легко было забрать и вынести. И они исчезали. Кроме того, работы Кахаля приходилось искать не только по институту, но и по всей стране.
Эти усилия не прошли даром, и теперь в мадридской коллекции представлено большинство созданных Кахалем произведений искусства. Был создан каталог, куда был аккуратно занесён каждый предмет коллекции под своим номером.
И каждый из собранных с таким трудом - с миру по нитке - рисунков был проштампован прямо по центру.
У человека, который этим занимался, не было ни знаний, ни опыта для того, чтобы исполнять обязанности куратора музейных экспонатов, но в то время другой кандидатуры не было, а действовать надо было срочно.
Учёные института Кахаля объясняют:
Сейчас это недопустимо, но тогда дело обстояло по-другому: в то время и в Национальной библиотеке, и в университетах это считалось нормальным. Очень важно было поставить штамп в центре книжной страницы, рисунка и так далее. Штамп, поставленный на полях, какой-нибудь вор мог бы просто-напросто отрезать. Точно так же, штамп, поставленный на тыльной стороне работы и потому скрытый от глаз, нисколько не препятствовал воровству. В тот период было немало тех, кто брал рисунки Кахаля домой...
В общем, без этих фиолетовых штампов уникальные работы Кахаля сгинули бы в бурном потоке испанской послевоенной истории. А так они живы на радость всем нам.
Такие вот необыкновенные рисунки и такой необыкновенный человек - Сантьяго Рамон-и-Кахаль, который всю свою жизнь занимался своим любимым делом:
Я охотился в красочном саду серого вещества мозга за клетками с их тонкими элегантными формами, таинственными бабочками души, биение крыльев которых, быть может, когда-то - кто знает? - прояснит тайну духовной жизни.
Вряд ли в наших парках есть более изящное и пышное дерево, чем клетка Пуркинье мозжечка, или „психическая“ клетка - знаменитая пирамида больших полушарий.
И ещё он говорил о том, что пока мозг остаётся космосом, тайной, люди не перестанут биться над её разгадкой, ведь радость открытия так сладка и так желанна.
Так и есть.
_____________
Спасибо, что дочитали эту статью! Подписывайтесь, если вам интересно.
Другие статьи на эту тему:
Что предохраняет мозг от старения лучше всего? Возраст и танцы
Как похудеть силой мысли? Сознание и реальность: открытия учёных + личный опыт
Встроенный в мозг автопилот: где находится подсознание
Навигация по каналу "Возраст счастью не помеха":
Все публикации канала по рубрикам
О моих книгах:
🔸"Возраст счастью не помеха. Руководство по счастливой жизни после 55"
🔸"Привычка стройности. 50-дневная программа изменения себя, которая вам понравится"