Найти в Дзене
Дмитрий Бережной

«Совэлмаш»: решения для энергоэффективных электроприводов общего и специального назначения

ООО «Совэлмаш» – российское предприятие технико-внедренческого типа в области разработки энергоэффективных электрических машин – двигателей и генераторов. Предприятие специализируется на разработке и постановке в производство асинхронных двигателей (АД) с улучшенными характеристиками для различных сфер применения: общепромышленные машины, машины специального назначения, электроинструмент и бытовая техника, ЖКХ, электротранспорт и инфраструктура. «Совэлмаш» основано разработчиками технологии совмещённых обмоток «Славянка», известной в среде обмотчиков и производителей асинхронных двигателей, с целью её дальнейшего развития, коммерциализации и широкого внедрения. В рамках технологии были разработаны сотни схем обмоток статора для разных мощностей, количества полюсов, соотношения числа пазов ротора и статора и т.д. На сегодняшний день имеется более 20 патентов РФ на изобретения и полезные модели, при этом исследования и разработки продолжаются. Принцип совмещения «звезды» и «треугольника»

ООО «Совэлмаш» – российское предприятие технико-внедренческого типа в области разработки энергоэффективных электрических машин – двигателей и генераторов. Предприятие специализируется на разработке и постановке в производство асинхронных двигателей (АД) с улучшенными характеристиками для различных сфер применения: общепромышленные машины, машины специального назначения, электроинструмент и бытовая техника, ЖКХ, электротранспорт и инфраструктура. «Совэлмаш» основано разработчиками технологии совмещённых обмоток «Славянка», известной в среде обмотчиков и производителей асинхронных двигателей, с целью её дальнейшего развития, коммерциализации и широкого внедрения. В рамках технологии были разработаны сотни схем обмоток статора для разных мощностей, количества полюсов, соотношения числа пазов ротора и статора и т.д. На сегодняшний день имеется более 20 патентов РФ на изобретения и полезные модели, при этом исследования и разработки продолжаются. Принцип совмещения «звезды» и «треугольника» в обмотке статора АД известен достаточно давно, однако возможность промышленного применения была получена с разработкой «Славянки». Были преодолены ограничения по реализации совмещённых обмоток, имеющиеся в ранних известных патентах. За счёт характеристик поля в рабочем воздушном зазоре машины, существенно отличающихся от характеристик поля машин с «классическими» обмотками, технология позволяет достигать следующих преимуществ: - возможность создания двигателей классов энергоэффективности IE3, IE4 (ГОСТ IEC 60034-1-2016) в габаритах двигателей классов IE1, IE2; - уменьшение уровня индукции полей от нечётных гармоник, что приводит к существенному снижению общих потерь в элементах магнитопровода двигателя, повышению его перегрузочной способности и удельной мощности. Это также позволит изготавливать АД для работы на более высоких частотах питающего напряжения с использованием электротехнических сталей, рассчитанных для работы на частоте 50 Гц; - повышение кратностей максимальных и пусковых моментов; - уменьшение потерь в меди обмотки статора за счёт более высокого обмоточного коэффициента; - снижение пульсации момента за счёт меньшей гармонической составляющей; - достижение высоких значений КПД в широких диапазонах нагрузок. На сегодняшний день в России и других странах работают сотни тысяч модернизированных лицензированными обмотчиками АД, выполненных на базе серийных машин с применением «Славянки». Развитие «Славянки» продолжается, и центральное место занимает разработка новых решений. Расширяется применение, разрабатываются схемы обмоток, решаются задачи проектирования электромагнитных системи систем управления для двигателей с совмещёнными обмотками. Наряду с разработкой общепромышленных двигателей одним из приоритетных направлений для предприятия является создание двигателей для тяговых приводов транспортных средств. В предыдущие годы тяговые двигатели, разработанные командой проекта «Совэлмаш», успешно прошли испытания и показали высокую эффективность: - на шахтном электровозе «Эра» в НПП «Энергия» (Донецк); - в электроавтобусе (Луцк, Киев); - на частном электротранспорте (Германия, Монако). В 2015 году был разработан и создан опытный образец первого в мире асинхронного электродвигателя на базе мотор-колеса для демонстрации возможностей применения совмещённых обмоток. В 2020 году в «Совэлмаш» разработали ряд асинхронных тяговых двигателей серии ДАТ-100L6, предназначенных для работы под управлением частотного преобразователя в составе электропривода грузовой тележки (или другого электрического транспортного средства). Опытные образцы двигателей серии ДАТ-100L6 были успешно испытаны в составе транспортных средств предприятия-заказчика. Технология активно внедряется и в Китае партнёром проекта – компанией ASPP Weihai Technology при поддержке правительства КНР. Компания производит тяговые двигатели с совмещёнными обмотками для малых и специальных транспортных средств (электробайки, электрокары, скутеры и т.д.). Асинхронные двигатели имеют существенные преимущества перед распространёнными в тяговых приводах двигателями с постоянными магнитами: - достижение высоких значений КПД не только в области номинальных нагрузок, но и в широких диапазонах нагрузок и частот вращения ротора; - доступность материалов и поставщиков российского сырья, независимость от других стран; - высокая устойчивость к физическим воздействиям; - простота в производстве; - меньшая себестоимость, высокая ремонтопригодность и др. Совмещение этих преимуществ с плюсами энергоэффективных АД, а также наработки в области управления приводами, легли в основу решений «Совэлмаш» для тягового привода.

С 2019 года «Совэлмаш» – резидент особой экономической зоны АО ОЭЗ «Зеленоград» (ОЭЗ «Технополис «Москва»). С 2020 г. на территории ОЭЗ, на площадке «Алабушево», на участке размером 2,1 га «Совэлмаш» ведёт строительство проектно-конструкторского технологического бюро (далее – ПКТБ) площадью 17 000 кв.м. ПКТБ необходимо для коммерциализации и широкого внедрения технологии совмещённых обмоток посредством разработки и постановки в производство энергоэффективных асинхронных электродвигателей общего и специального назначений для будущих заказчиков. Если заказчику потребуются производственные площади, «Совэлмаш» может инициировать запуск процедуры создания завода со всей необходимой проектной документацией, а также обучить персонал заказчика работе с производственной линией. На выходе клиент получит готовое производство заказанного изделия. Таким образом, «Совэлмаш» предлагает постановку в производство электродвигателей под ключ. Важно отметить, что коммерциализация «Славянки» в части разработки двигателей – это комплексный продукт, который включает в себя подготовку технического задания, расчёт и моделирование, разработку конструкторской, технологической и эксплуатационной документации, создание опытного образца двигателя, проведение его тестирования, автоматизированный выпуск мелкосерийной установочной партии, монтаж оборудования для серийного производства на территории заказчика, наладку оборудования, подготовку необходимой оснастки под конкретные габариты двигателя и т.д. До завершения строительства ПКТБ и ввода его в эксплуатациютекущая деятельность «Совэлмаш» ведётся на арендуемых площадях. На сегодняшний день компания располагает собственными мощностями, включая опытное производство и высокоточную испытательную лабораторию. В части решений для электротранспорта помимо, собственно, двигателей «Совэлмаш» занимается разработкой и постановкой в производство систем приводов. Специалисты «Совэлмаш» разработали контроллеры, использующие собственные алгоритмы, математическое и программное обеспечение, позволяющие достигать максимальной эффективности приводов транспортных средств. В 2021 году инженеры «Совэлмаш» разработали собственный конструктив инкрементального энкодера – датчика угла поворота, применяемого в регулируемом приводе, с учётом выявленных недостатков представленных на рынке аналогов, включая характеристики надёжности. Стоимость разработанных энкодеров существенно меньше стоимости аналогов. Это особенно актуально, поскольку большинство энкодеров поставляются из Китая, и их цена зачастую сопоставима с ценой самого двигателя. Установка для производства основных компонентов энкодеров разработана и введена в эксплуатацию, и сегодня «Совэлмаш» может выпускать до 40 тысяч таких изделий в месяц. Одним из перспективных направлений работы «Совэлмаш» является разработка встраиваемых асинхронных приводов для ручных электрических машин (электроинструмент) и бытовой техники (пылесосы, мясорубки, кофемолки, холодильники и др.). В частности, разработанный привод для электроинструмента позволит заменить привод с коллекторным двигателем, что улучшит показатели как энергоэффективности, так и надёжности. В настоящее время отрабатываются технологические процессы производства элементов привода промышленным способом. Инженеры «Совэлмаш» также занимаются разработкой и изготовлением средств производства: технологического оборудования и оснастки для производства электродвигателей. При успешной реализации внедрения АД со «Славянкой» результатом будет масштабное снижение потребления электроэнергии, повышение энергоэффективности и производительности двигателей, сокращение выброса углеводорода, что в свою очередь позволит снизить налог на углеводород в РФ, повышение конкурентоспособности продукции российского машиностроения и развитие отрасли в целом, перспективы импортозамещения, связанного с повышением энергетической эффективности национальной экономики. «Совэлмаш» создаёт производство, которое не будет зависеть от внешних поставок, зарубежного технологического оборудования, компонентов и т.д. Компания способна выполнить задачу по импортозамещению, выведя на рынок отечественную продукцию, превосходящую по характеристикам конкурентов, в том числе мировых.

внедорожники транспорт пикап электромобиль двигатели дуюнова