Визит Владимира Путина в Иран в западных СМИ подают преимущественно с точки зрения возможной поставки иранских беспилотников для нужд ВС РФ в военной операции на Украине. Ещё в субботу они ухватились за слова советника президента США по нацбезопасности Джейкоба Салливана о том, что российская делегация как минимум дважды посещала военный аэродром Кашан, изучая там БПЛА Shahed-191 и Shahed-129 (здесь о них подробнее).
Между тем, по словам помощника президента Юрия Ушакова, такая поставка не обсуждалась ни с президентом Сейедом Эбрахимом Раиси, ни с духовным лидером Ирана аятоллой Хаменеи. Но даже если такая сделка и планируется, это совсем не президентский уровень. Зато хватает других итогов и важных моментов.
- Валютная биржа Ирана запустила торги парой рубль-риал, кроме того, президентами анонсирован переход двух стран на расчёты в рубле и риале в торговых операциях. Торговый оборот между двумя странами сравнительно небольшой (примерно 4 млрд долл за прошлый год). Зато он активно растёт: +81% за прошлый год и +10% в I квартале 2022-го. В Тегеране ожидают увеличения оборота в текущем году на 50%, а к 2025 году — до 40 млрд. В этом смысле переход на нацвалюты в торговле — задел на будущее.
- Ещё один такой задел — недавнее тестирование работы транспортного коридора «Север-Юг» (соединяет Россию и Индию через Каспий и Иран).
- Наращивать торговлю поможет и договор о всеобъемлющем стратегическом сотрудничестве. Его проект иранская сторона получила ещё в июне, а в ходе визита президенты наверняка обсуждали его подробности.
- Его подписание ожидается вскоре, а пока зампредседателя «Газпрома» Виталий Маркелов и глава иранской национальной нефтяной корпорации Мохсен Хойстемер подписали меморандум о сотрудничестве. Он предусматривает разработку газовых месторождений Киш и Северный Парс, ряда нефтяных месторождений, строительство газопроводов и соглашения о свопе газа и нефтепродуктов. Всё это — на сумму 40 млрд долл.
«Россия может быть акционером иранских предприятий, которые будут зарабатывать деньги в Европе», — осторожно предполагает научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
Впрочем, этот визит был не только и не столько о развитии двустороннего сотрудничества. Оно и без визита развивается: договор о стратегическом сотрудничестве начали готовить как минимум весной. Президенты России и Ирана, а также прибывший в Иран Реджеп Эрдоган обсуждали более общие вопросы:
- Безопасность и будущее Сирии;
- Возобновление экспорта зерна.
А это уже — заявка на формирование ближневосточной и даже общемировой повестки.
Наконец, не нужно забывать, что Турция и Иран — страны, выразившие желание вступить в БРИКС. Иран подал заявку сразу после последнего саммита в Пекине (конец июня), а о стремлении Турции (а также Египта и Саудовской Аравии) стало известно буквально на днях.
Напомним, что суть выступления Путина на этом саммите — перенаправление торговых потоков на дружественные державы. Что, в свою очередь, сильно напоминает план «торгуем с друзьями», который продвигает глава Минфина США Джанет Йеллен. А значит сегодня главам трёх стран есть что обсуждать помимо официальной (Сирия) темы встречи. Да, она официальная, но основная ли?
#путин #россия #сша #великобритания #политика