Система образования, созданная в период Советского Союза, по сей день считается уникальной, хотя в широких мировых кругах об этом говорить не принято. К почти утраченным истокам, возможно, начнут возвращаться сейчас, когда заявили об отказе от Болонской системы. Но ее нужно чем-то заменить. Почему бы не тем, что пользовалось неподдельным интересом даже у заокеанских партнеров и что они не гнушались копировать.
Догнать и перегнать не удалось
Первый сокрушительный удар США получили при запуске советского спутника, а второй – при полете первого человека в космос. Чтобы хоть как-то оправдаться в глазах американской общественности, руководители Соединенных Штатов начали лепить горбатого к стенке, утверждая, что все успехи Советского Союза в покорении космического пространства обусловлены неимоверными финансовыми вливаниями и тем, что вся космическая программа нашей страны построена на технологтях Третьего рейха. При этом сами лицемерные хозяева Белого дома лишний раз старались не афишировать тот факт, что практическая вся их космическая программа построена на разработках фашисткой германии, во главе которой стояли нацистские ученые, вывезенные из рейха в рамках программы «Скрепка»
И все же для себя они четко понимали: дело не только в финансировании. Дело в отличной подготовке специалистов. Видимо, Америке даже утечка мозгов со всего мира не могла обеспечить подобный результат. Все это и не только вызвало неподдельный интерес к тому, как построена система образования в Стране Советов и как ее на практике можно применить в Соединенных Штатах.
Чтобы изучить, как устроена система образования Советского Союза, американцы придумали хитроумный план. Они предложили советскому руководству провести соревнование, дабы выяснить, чья же школа лучше. Увидев в этом еще одну возможность в очередной раз утереть нос Америке, наши, разумеется, с радостью согласились
Для проведения эксперимента взяли двух среднестатистических подростков 16-ти лет из СССР и США, приставили к ним по шесть «журналистов» (вполне (вероятно что под личиной журналистов скрывались сотрудники американской разведки и ученые) и наблюдали целый месяц. И вот, что показали сравнения.
Советский мальчик Алёша
Наблюдение началось с третьей четверти 1958 года. С Советской стороны участие в эксперименте принимал ученик столичной школы Алексей Куцкий. Он был обычным среднестатистическим подростком того времени, жил в обычной небольшой квартире с матерью и больным дедушкой, за которым нужно было ухаживать. Отец его погиб на фронте.
Подростка сопровождали с утра до вечера: на уроках и секциях. Единственное условие – домой американских гостей парнишка не пригласил. Алексей посещал по 5-6 уроков ежедневно, включая субботу. Он изучал алгебру, физкультуру, физику, черчение, химию, историю, труд, английский язык, литературу. То есть половина предметов составляла цикл фундаментальной науки. Все отметки были хорошими, «4» и «5». Помимо учебы, школьник много читал, за месяц прочел положенный курс Достоевского, Бернарда Шоу, Шекспира.
Кроме школьной программы мальчик посещал спортивную секцию трижды в неделю, занимался волейболом, на тот момент его команда как раз готовилась к первенству столицы по этому виду спорта. Еще 5 дней в неделю в неделю – музыкальную школу по классу фортепиано. В свободное время Леша встречался с друзьями, играл с ними в шахматы, помогал матери, ходил в магазин за продуктами, ходил в библиотеки, музеи.
Единственный выходной также был занят учебой, чтением, помощью матери. За все свое старание, советский мальчик получил от американских журналистов несколько странную характеристику «прилежного, целеустремленного и немного агрессивного» юноши. Ведь он четко знал, что может рассчитывать только на себя, а для хорошей жизни нужна профессия.
Американский мальчик Стивен
Для своего эксперимента из семиста претендентов американцы выбрали улыбчивого подростка по имени Стивен Лапекас. В школе он был заводилой, обладал лидерскими качествами и пользовался популярностью у девчонок. На фото он выглядел куда более приятнее и приветливее подростка из СССР. И в этом была заслуга так называемых американских «журналистов». Они специально фотографировали Алексея на улице в зимней одежде и шапке и чтобы лучи солнца били ему прямо в лицо. По этой причине ему приходилось прищуриваться и на фото он выглядел чересчур суровым.
Так или иначе, учеба американского подростка не слишком привлекала, как и чтение. Ту книгу, которую советский подросток прочел за ночь, Стивен еле одолел за месяц. Его главные увлечения – вечеринки, свидания с девушкой и общение с друзьями. Казалось, американцы хотели показать не свою систему образования, а социальную жизнь среднестатистического американского подростка.
В школе мальчик изучал историю США, биологию, родной английский язык. Геометрией занимался с репетитором, литература сводилась к пересказам и слушанию педагога на уроках. В общем, перечень предметов был куда более скромным, чем у советского школьника Была одна спортивная секция – плавание. Впрочем, Стивен был уверен: если есть деньги, знания не очень-то и нужны.
Сравнение не в пользу США или как перестроить систему
Опубликованные результаты эксперимента заставили американцев схватиться за голову Пока советские школьники пунктуально посещали уроки, решали сложные задачи, читали серьезную литературу, их заокеанские сверстники предпочитали танцы, развлечения и несерьезный подход к личному образованию.
Все это дало толчок к пересмотру американской образовательной системы по примеру советской. Учителям увеличили зарплату, школьную программу усложнили, но… стали все это применять в элитных заведениях! То есть об усовершенствовании всеобуча речь не шла: хорошего образования заслуживала только элита.
Кстати, американцы так и считали, что в 70-х годах в Советском Союзе появилась своя элита. И это не богатеи, и не знаменитости, а ученые. Так что от избранности для получения образования Америка отказаться была не готова.
В этих же годах в США усложненную программу получали так называемые «вундеркинды», одаренные дети. Выявляли их с помощью тестов. Все остальные учились по упрощенной программе. В СССР от тестов отказались еще в 30-х годах. Всем детям давали равные возможности.
Возможно, такой подход так и не позволил Америке выстроить воспроизводство новых кадров. Поэтому по сей день приходится пользоваться политикой привлечения специалистов из-за рубежа, так называемый приток мозгов в страну.
Увы, американцам не удалось скопировать достойные наработки советских школ. Ведь их ученые уже обучались в своей системе, а значит не смогли или просто не захотели перенять лучшее. В итоге американские школьники имеют урезанную программу основных предметов, упор делается на спорт и общественную жизнь. Теперь же и вовсе идет переориентация на дистанционное обучение. В общем, есть мысль, что американцам стоит еще раз поучиться у российских коллег, использующих в системе образования советское наследие.
Как сложилась судьба парней из эксперимента
Когда отчет с результатами эксперимента и фотографиями был опубликован в популярном американском журнале и стал достоянием общественности, американцы пришли к выводу, что их соотечественник проиграл советскому школьнику в одну калитку. На фоне целеустремленного Алексея из СССР, стивен выглядел вялым повесой. Не спасала ситуация даже голливудская улыбка и лидерские качества. Пока американец пил пиво на вечеринках и пролистывал комиксы, русский сидел за решением сложных математических задач и том за томом прочитывал произведения классиков.
Однако вместо того, чтобы предъявлять претензии к себе, Лапекас ополчился на журналистов. Он обвинил их в том, что они умышленно выставили его оболтусом. Тем не менее кое какие выводы Стивен для себя все же сделал. Он взялся за учебу, окончил военное училище, а во время службы успел даже повоевать во Вьетнамской войне. Вернувшись на родину после войны, Стивен стал пилотом гражданской авиации. В настоящий момент он уже на пенсии, но журналистов по прежнему недолюбливает и уверен в том, что его судьба могла сложиться куда более лучшим образом, не появись они тогда в его жизни.
Алексей же после окончания школы стал студентом МАТИ. Спустя пару лет после получения диплома он уже занимал жолжность заместителя главного инженера на авиабазе, находящейся за полярным кругом. В 1970-м году он смог пройти отбор и стать членом отряда космонавтов. Однако полететь в космос ему так и не довелось.. Виной всему стала гибель Союза-11 в 1971 г.
Тогда несостоявшийся космонавт устроился на работу в Госавианадзор и поднялся по карьерной лестнице до главы управления расследований авиационных происшествий. А в 90-е, когда Союз распался, Куцков занимал должность заместителя директора в одной частной авиакомпании.