В соответствии с моей слабостью к файтингам, Mortal Kombat - это серия, которой я наслаждался на протяжении многих лет, погружаясь часами в каждую часть серии, начиная с Deadly Alliance на Playstation 2. И за эти годы один из основных элементов серии прошел через несколько различных итераций, и это - Крипта. Поскольку ходят слухи о готовящейся новой игре Mortal Kombat, я счел уместным оглянуться назад и рассмотреть различные варианты применения Крипта.
Что такое крипт?
Появившись в эпоху 3D в Deadly Alliance, крипта стала основным методом разблокировки всех видов внутриигрового контента, от альтернативных костюмов, концепт-артов, музыки и даже персонажей. Основная концепция - это коллекция скрытых предметов, которые можно разблокировать с помощью внутриигровой валюты соответствующих игр. Эта основная концепция оставалась неизменной на протяжении всех игр серии, и если бы вам нужно было свести ее к одному предложению, то это было бы именно оно. Теперь, когда мы все на одной странице, давайте начнем с самого начала.
Сильное начало
Mortal Kombat: Deadly Alliance была выпущена в 2002 году для Xbox, Playstation 2, Gamecube и Game Boy Advance, и вместе с ней вышла первая версия Крипта. В этом воплощении он был представлен в виде кладбища с гробами, обозначенными от AA до ZZ, всего можно было открыть 676 гробов. Каждый гроб стоил совершенно разное количество коинов, которые в Deadly Alliance были разделены между 6 различными сортами: золотым, рубиновым, сапфировым, нефритовым, ониксовым и платиновым. На мой взгляд, это значительно усложняло игру, особенно в сочетании с огромным количеством коффинов. Это привело к тому, что некоторые Кофины содержали коины другого цвета, намеки на то, что было в других Кофинах, а в некоторых случаях вообще ничего. Однако, помимо этого, в крипте Deadly Alliance не было недостатка в достойных разблокируемых предметах, включая целых персонажей, альтернативные костюмы для всего состава, новые этапы, концепт-арты и даже пародийную рекламу таких продуктов, как Kan-O's, хлопья, которые делают молоко кроваво-красным, видеоколлекция Джонни Кейджа и Hsu Hao's Mortal Kandies. В целом, для первой итерации Deadly Alliance "Крипта" очень многое дает.
Освежающая доработка
Mortal Kombat: Deception вышла два года спустя для PS2, Xbox и Gamecube, а через пару лет после этого, в 2006 году, была перенесена на PSP. Как и сама игра претерпела изменения, так и Крипта. Крипт подвергся некоторой чистке: количество Коффинов было сокращено до 400, а система надписей была изменена с AA на TT. Это решение было принято в первую очередь для того, чтобы устранить необходимость в пустых Коффинах и Коффинах с подсказками, которые были плохо восприняты фанатами. Однако, даже несмотря на это, качество разблокировок ничуть не пострадало. Помимо вышеупомянутых концепт-артов, арен и персонажей, Deception добавила биографии персонажей, специальные приемы для Шуджинко, главного героя Konquest'а, который становится доступен для игры после его завершения, и даже неиспользованную концовку Arcade Mode для Онаги, финального босса, который совершенно неиграбелен. В целом, этот Krypt улучшил формулу, использованную в Deadly Alliance, и даже добавил таинственной атмосферы, заставив персонажей бегать по фону в случайном порядке, включая персонажей, не играбельных в Deception, таких как Мокап.
Помимо порта Deception на PSP, 2006 год принес нам Armageddon... то есть игру Mortal Kombat. Выпущенная на PS2, Xbox и Wii, (не считая интересного выбора управления движением...) Крипта в этой игре была немного изменена стилистически, став похожей на катакомбы, а не на кладбище. Это также может быть отсылкой к храмам, которые Тавен встречает во время покорения, хотя это чисто умозрительное предположение. Вместе с изменением облика, Крипта Армагеддона также получила еще одно сокращение, на этот раз всего до 280 Коффинов. Однако, похоже, это была еще одна чистка, в ходе которой ничего ценного потеряно не было, так как Коффины, содержащие Коины и другие "шуточные" предметы (например, вышеупомянутые Kan-O's), были полностью удалены из этой записи. Кроме того, Коффины сгруппированы по категориям, с заголовком, показывающим общее представление о том, что будет внутри Коффинов в этой категории, а также краткое описание того, что находится в выбранном Коффине.
С точки зрения содержания, Armageddon's Krypt по-прежнему впечатляет своими масштабами. Почти 24 арены, альтернативные костюмы почти для всего состава (так как персонажи-боссы, включенные в игру, не получили альтернативных костюмов), 4 разблокируемых персонажа и множество бонусных материалов, таких как видеоролики, демонстрирующие ошибки во время разработки, концепт-арты для различных этапов игры, промо-контент и музыка для каждой арены в игре, включая этапы Motor Kombat! Кроме того, вы могли разблокировать все предметы в Крипте, собрав достаточное количество реликвий в режиме Konquest, то есть, если вы не хотели добывать коины, у вас был способ получить все и сразу. Я считаю эту версию Крипты лучшей, поскольку она не требует особых усилий и дает игроку полный выбор того, что он хочет разблокировать, а также возможность получить все, если вы достаточно целеустремленны, без необходимости заниматься фермерством.
Оживляющая перезагрузка
Mortal Kombat 9, вышедшая в 2011 году для PC, PS3, PS Vita и Xbox 360, послужила мягкой перезагрузкой для серии, и по мере того, как пересматривался сюжет, пересматривался и Крипт, и именно здесь начался основной сдвиг парадигмы. Вернув элемент таинственности из прошлого Крипта, но добавив к нему почти исследовательский элемент, мы разбили территорию на 4 части: Мертвые земли, Кровавое болото, Лощина заражения и Луг отчаяния. Все эти области, как обычно, полны Коффинов, и обычно вам не нужно далеко искать, чтобы найти их, но лично для меня, когда вы разблокировали большинство Коффинов, поиск пропущенных начинает казаться очень утомительным. Разблокировки включают в себя постоянно присутствующие концепт-арты и музыку, однако, вернувшись из аркадных игр, Kombat Kodes - специальные коды, которые вы вводите в начале матча, чтобы вызвать определенные эффекты, такие как отсутствие блокировки или бесконечный суперметр, и все они могут быть найдены в Крипте, наряду с большим количеством концепт-артов и рендеров, а также вторым Fatality для каждого персонажа. Я бы сказал, что в Крипте MK9 слишком много концепт-арта, что хорошо, если вы его поклонник, но для тех, кто больше любит вещи, непосредственно связанные с играми, он может показаться недостаточно интересным.
Mortal Kombat X вышла в 2015 году для PC, PS4 и Xbox One и привнесла в игру еще больше возможностей для исследования от первого лица. Она больше похожа на собственную мини-игру, чем на средство для разблокировки дополнительного контента, с ключевыми предметами, которые открывают более обширные области для исследования, и даже событиями на быстрое время, которые приносят вам стопку монет, если вы их успешно прошли. Разнообразие разблокировки в этой слегка переделанной Крипте на удивление превосходит предыдущие части, особенно по сравнению, скажем, с MK9. Альтернативные костюмы, фаталити, концепт-арты и музыка по-прежнему присутствуют, как обычно, но теперь, наряду с такими мелкими вещами, как иконки карточек игроков и фоны, вы также можете найти бруталити, которые вернулись в этой игре, а также награды Easy Fatality и Skip Fight, которые также являются новинкой в Mortal Kombat X и позволяют вам выполнить фаталити с помощью одного ввода или пропустить лестничный бой соответственно. Говоря о новых дополнениях в X, следует отметить, что в игру был добавлен новый режим - Kustom Kombat, который фактически представляет собой "Проверь свою удачу" из предыдущих итераций, но без... удачи, поскольку игрокам разрешается выбирать модификаторы. В этом режиме необходимо разблокировать модификаторы, некоторые из которых также можно найти в Крипте. В целом, крипт в MKX хорош для того, что он есть, хотя, возможно, для некоторых он немного избыточен.
Наше путешествие заканчивается игрой Mortal Kombat 11, которая вышла в 2019 году для PC, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S|X и Stadia. Если вам понравился геймплей Крипта в MKX, похожий на симулятор ходьбы, то Крипта в MK11 - это как ранний рождественский подарок. Крипту MK11 лучше всего описать как приключенческую игру от третьего лица, в которой повсюду разбросаны сундуки. Вы играете за персонажа, известного фанатам как Потомок Апепа (отсылка к персонажу из режима Konquest в Mortal Kombat Deception), исследуя остров Шанг Цунга. На протяжении всего путешествия вы найдете такие ключевые предметы, как молот Шао Кана, копье Ханзо Хасаси и повязка Кенши, которые помогут вам найти новые сундуки и открыть новые области для исследования. Разнообразие разблокировки вполне приемлемо, оно состоит из артов, скинов персонажей, жестокости, дополнений - обычного лута, который вы привыкли получать из MK11. Однако интересным моментом в Крипте является то, что подавляющее большинство наград совершенно случайны. Единственные награды, которые одинаковы для всех игроков, - это сундуки с Сердцами, самой ценной валютой MK11, и сундуки в самом начале игры. Я считаю эту систему неоднозначной, так как для тех, кто хочет получить конкретный предмет, кроме сундуков с сердцами, нет никакой гарантии, что вы получите именно этот предмет, что может расстроить тех, кто пытается найти определенную жестокость или кожу для своего любимого персонажа. В целом, "Крипта" MK11 взяла то, что было в MKX, и превзошла это, будь то в лучшую или худшую сторону.
Вердикт:
Крипта Mortal Kombat прошла серьезную эволюцию на протяжении всей серии, и, хотя на первый взгляд она кажется просто еще одной дополнительной функцией, линейный взгляд на нее помогает подчеркнуть, как она развивалась вместе с серией в целом, увидеть, как Midway и Netherrealm Studios экспериментировали с концепцией и довели ее до того, что мы имеем сегодня.