Найти тему
Kinoryba

Man – 2 Ozs. Of Plastic With A Hole In The Middle (1969)

К сожалению у меня нет оригинального издания этой пластинки, а есть только издание немецкое – с другой обложкой. Но не в обложке счастье, тем более, что эта, немецкая – тоже весьма привлекательна. Группа из Уэльса, играющая так же изящно, как Kinks, только мощнее и так же причудливо и уверенно в гитарных дуэтах как Wishbone Ash, только прозрачнее. Однако, первые три альбома Man – не гитарный рок с тонкой резьбой соло по всему полю, а чистая, бескомпромиссная британская психеделия. Эти пластинки Man спокойно встают в один ряд с ранними записями Pink Floyd и Soft Machine, а где-то и отодвигают их чуть подальше на полке – если говорить о третьем-четвертом альбомах PF – уж точно. Альбом записан почти в живую, в студии – конечно, с серьезными доработками, но общий принцип – играем сразу – выдержан. И это, конечно, дает энергию, эффект присутствия, правду музыки. Музыканты серьезные и все сыграно без ошибок, чисто и отлично аранжировано – даже там, где звучит спонтанная импровизация – ну и студийные последующий доработки довели запись практически до совершенства. На пластинке всего шесть композиций. Начало – Prelude – The Storm – 12 минут космоса – оперно-хоровое начало под грохот томов, напоминающих литавры – впрочем, возможно, это литавры и есть. Фортепианный пассаж с космическими голосами, звучащими издалека, подкрадывающаяся гитара – заканчивается прелюдия и начинается шторм – под крики чаек и нарастающий гул. Ничто не предвещало – мягкая гитара, мелодичные фразы баса, ветер, но название обязывает – все понятно, сейчас начнется – «пусть сильнее грянет буря». Она побирается, подбирается – гораздо увереннее и, главное, красивее, чем тяжелые электронные тучи Hawkwind и музыкально поинтереснее, чем гилморовский ранний Pink Floyd. И снова лирический фрагмент, симфонизм, акустические гитары, синтезатор, оперное пение вдали, красота, призрачные вокальные мелодии, аккорды электрической гитары и полный покой. Все без обмана – резонирующий пластик барабанов в It Is As It Must Be – это точно живая запись. Сразу же врезается гитара и пластик шуршит, как на концертных записях Джими Хендрикса. Две гитары рубят в первую долю, ударные в сплошных брэйках, гармошка здесь не лишняя, она только нагоняет мрака и под этот марш орков – гитарное соло, тонущее в нисходящих аккордах второй гитары и клавиш, хард-роковая бешеная импровизация, восемь с половиной минут «ух-ты-рока». Вторую сторону пластинки открывает Spunk Box каноническим хард-роковым вступлением гитары, баса и органа – и продолжается уже в по-хорошему извращенной форме. Плывут гитарные ноты, как будто сам собой звереет тембр и начинается песня под барабанные дроби и уже забывшую все законы добра и зла гитару. Впрочем, вокалист здесь тоже совершенно сорвался с катушек. Вставка ветхого староанлийского марша, сыгранного умирающими от проказы оркестрантами и снова чистый, незамутненный хард-токовый проход с найденными и закрепленными гитарными нотами, все уже звучит почти по-человечески. My Name Is Jesus Smith - оп-па – рок-н-ролльный рифф, через секунду уже расплывшийся в партии второй гитары. Но этот рифф, все-таки, стабилизируется и группа играет его – но играет так, словно все музыканты заторможены до полного неузнавания друг друга и своих собственных инструментов. Но, при этом – играют все вместе и правильно все завершает двухминутная, только что из морозильной камеры плясовая и продолжает чисто английская психеделическая баллада Parchment And Candles – нежная и умиротворяющая. Финальный номер – срежет гитар из канала в канал, прогрессив-роковый задел органа с басом и разукрашенная гитарными придыханиями, вскриками и трелями блюзовая песня – если это тяжелое, нервное и стремительное полотно, разрываемое риффами, взрывами и стоп-таймами можно назвать блюзом. Пластинка интересна как и собственно, музыкой, так и живым драйвом, все-таки, спонтанная игра всегда круче потрековых записей – ну, при условии, конечно, что музыканты умеют играть. А филигранные аранжировки и бриллиантовый – другого слова и не подобрать – гитаризм Man на следующий альбомах демонстрирует их мастерство. Да и на этом альбоме, конечно, тоже – в полной мере. Пластинок у Man много и все они хороши, каждая по-своему – и место в истории рок-музыки они занимают более чем достойное.